Госдума предлагает закрывать магазины за обман покупателей

121

Наказание для нерадивых продавцов может быть серьёзно ужесточено. Депутаты Госдумы предлагают закрывать торговые точки за обман покупателей, а товар, продающийся с нарушениями, конфисковать. 30 суток или миллион

Авторами законопроекта выступили депутаты-единороссы во главе с замглавы комитета по экономполитике Виктором Звагельским. По предложению инициативной группы, за обмер или обвес покупателей индивидуальным предпринимателям будет грозить штраф до 100 тыс. рублей (сейчас до 20 тыс.), а юрлицам — до 300 тысяч (сейчас до 30-ти). При выявлении в течение года повторного нарушения деятельность компании может быть приостановлена на срок до 30 суток либо будет наложен штраф до 1 млн рублей. Такое же наказание предусмотрено за неоднократную продажу товаров и оказание услуг «ненадлежащего качества». При этом сам товар будет конфискован.

Жалоб становится больше

В странах Европы и Северной Америки иски к компаниям, связанные с нарушением прав потребителей, давно уже стали повседневной практикой. Известна история про жительницу США, которая решила высушить кота в микроволновой печи. После того, как кот умер, его хозяйка подала иск на компанию — производителя микроволновых печей. В результате компания стала указывать в инструкции по эксплуатации продукции, что не следует помещать в микроволновки домашних животных. Хозяйке кота выплатили 1 млн долларов.
В России практика исков к компаниям пока не очень распространена, большинство граждан попросту не осведомлены о своих правах в этой сфере. Хотя с каждым годом, констатируют в Роспотребназдоре, количество жалоб на нерадивых продавцов увеличивается. Так, например, в Кировской области с начала этого года в ведомство поступило 2419 обращений: 1661 жалоба устно и 758 письменно.
– Большинство жалоб приходят по поводу качества технически сложных товаров: сотовых телефонов, телевизоров и так далее, — рассказала «Источнику» начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Кировской области Виктория Маркевич. – Что касается сферы услуг, то часто жители региона жалуются на работу парикмахерских, платных медицинских центров, химчистки и бюро финансовых услуг. Встречаются и проблемы с несоблюдением сроков оказания услуг. Например, сейчас мы готовимся подавать иск в отношении компании-изготовителя мебели, которая пообещала заказчикам сделать и привести товар. Ни своих денег, ни покупки клиенты уже не видят 9 месяцев.

Мнения разделились
Законопроект депутатов Госдумы поддержал президент Вятской торгово-промышленной палаты Кировской области Николай Липатников.
– Раз есть обман, за него нужно серьёзно наказывать, – отметил в беседе с «Источником» Липатников. – Федеральный закон предписывает предупреждать о проверках за 3 три дня до их проведения. Мы не раз встречались и с тем, что специалисты приезжали в федеральные сети для проверки и видели там пустые холодильники. Значит, что-то скрывают, и устранять недочёты им не хочется. Наши, кировские, предприятия так никогда не поступают.
В то же время законопроект уже вызвал немало критики. По мнению противников нововведения, прежде всего нужно поменять саму систему контроля продавцов. А ужесточение наказания в виде крупных штрафов может сильно ударить по малому бизнесу, а также привести к всплеску коррупции.