Александр Плотников: Каждую трагедию пропускаю через себя. Интервью с начальником областного УГИБДД

79

Более 20 лет своей жизни он отдал службе в ГАИ и ГИБДД. «Главный по дорогам и безопасности» в нашей области при общении оказался открытым и доброжелательным человеком. В интервью Первоисточнику Александр Плотников вспомнил о том, как он сам по молодости нарушал правила дорожного движения, рассказал об отношении к женщинам за рулём и поведал о своей мечте. - Александр Николаевич, как вы начинали свой путь? Почему решили пойти в автоинспекцию?

- Профессии моего отца и деда были связаны с автомототранспортом. Они работали на автопредприятии: и водителями были, и руководящие должности занимали. Глядя на них, и я тянулся к технике. Вернувшись из армии и получая паспорт в ОВД, мне предложили пройти обучение в школе милиции. Предложение было интересное, однако, я точно знал, что свяжу свою жизнь с автотранспортом и решил поступать в гражданский вуз. Уже в то время у меня было водительское удостоверение, его я получил еще до армии, пройдя обучение ДОСААФ. После жёсткой медкомиссии, я поступил на очное отделение Сибирского автомобильно-дорожного института в городе Омске на специальность «Организация дорожного движения». А вот после обучения пришёл в милицию и меня направили в госавтоинспекцию Кирово-Чепецка. Начал я госинспектором дорожного надзора, позже был назначен командиром взвода ДПС, начальником отделения ГАИ. Потом меня перевели в город Киров.

- Расскажите, когда вы впервые сели за руль?
- В 16 лет я получил первое водительское удостоверение категории «А», на мотоцикл. В нашей школе был мотокружок, я прошёл обучение в нём и сдал экзамен на право управления. Но первый раз попробовал управлять автомобилем в 11 лет. У моего деда была «копейка». Мы часто ездили на ней в лес за грибами. Как-то раз я уговорил деда, и он разрешил мне сесть за руль, но только у него на коленях, не нажимая на педали. А уже в 14 лет я смог самостоятельно проехать по полю.


- После получения прав правила никогда не нарушали?
- Если сказать, что никогда, то это будет неправдой. По молодости, бывало, нарушал, честно скажу, превышал скоростной режим. А сейчас, конечно, нет. Для меня правила дорожного движения – это закон, цена нарушения которого чья-либо жизнь или здоровье. К сожалению, далеко не все это понимают и считают, что с ними никогда никакой беды не случится. Однако это не так, и даже, например, самое малое превышение скоростного режима, на 5-10 км в час в определенной ситуации не позволит вам среагировать вовремя и может привести к печальным последствиям.

- Кто по статистике больше нарушает, женщины или мужчины?
- Если брать абсолютные цифры, то, безусловно, большая часть нарушителей – это мужчины. Но и в целом водителей-мужчин на наших дорогах в разы больше, чем женщин. Однако в последнее время количество автоледи на дорогах нашего региона растёт быстрыми темпами. Если обратиться к автошколам, то в группе из 30 человек 20-25 – это девушки и женщины. Соответственно с увеличением количества женщин-водителей в последние 2 года возросло и число автомобильных аварий, совершенных по их вине. Не являются исключением и ситуации, когда инспекторы ДПС задерживают нетрезвых автоледи.

- Тем не менее вы за то, чтобы женщины садились за руль?
- Конечно. Не важен твой гендерный признак, то есть мужчина ты или женщина; определяющим фактором на дороге является безопасность и надежность при управлении автомобилем, развитое правосознание участника дорожного движения и чёткая установка на соблюдение правил дорожного движения.

- А супруга у вас водит авто?
- В настоящее время нет, хотя 15 лет назад она прошла обучение в автошколе и сдала экзамен на право управления транспортом. К сожалению, в то время у нас не было личного автомобиля, соответственно у супруги не было практики управления. А сейчас, честно говоря, она побаивается: возросла интенсивность движения, навыки управления уже утеряны, изменились некоторые правила. Поэтому даже если сейчас ей представится возможность сесть за руль автомобиля, необходимо будет сначала пройти курс практических занятий, а также проштудировать ПДД.

- Как относитесь к тому, что кировчане начинают пересаживаться на велосипеды?
- Положительно. Я и сам недавно стал увлекаться велосипедом. Живу рядом с филармонией, и когда удается, катаюсь в парке. В то же время инфраструктурой нашего города не предусмотрено безопасное передвижение велосипедистов. Конечно, в соответствии с правилами дорожного движения они имеют право ездить по дорогам общего пользования. Однако интенсивность транспортного потока в городе очень высокая, а специально выделенные велосипедные дорожки у нас отсутствуют, поэтому велосипедистам надо быть вдвойне внимательными и осторожными на проезжей части.

- Александр Николаевич, расскажите, какой у вас распорядок дня?
- Я на работу прихожу в 7.10-7.15 максимум. А вечером ухожу после 19 часов. Но нахожусь на связи все 24 часа в сутки. Рабочий день начинается с доклада дежурного по оперативной обстановке на территории области за прошедшие сутки: количество ДТП, причины и условия их совершения, категории участников аварий; работа личного состава: выявленные правонарушения, раскрытые преступления. Далее в 8.10 в моём кабинете собираются все руководители структурных подразделений Управления ГИБДД. В зависимости от ситуации в области ставятся задачи по тому или иному направлению деятельности. В 8.30 начинается селекторное совещание с начальником УМВД. После этого приступаю к текущим делам: контроль за несением службы вверенных подразделений, приём заявлений, рабочие встречи и так далее. Помимо этого, в течение всего дня в онлайн режиме отслеживаю ситуацию с аварийностью на территории региона.

- Лично приходится куда-то выезжать?
- Конечно, в соответствии с планом совершаю рабочие выезды в районы, где встречаюсь с населением, проверяю работу личного состава того или иного подразделения. А если происходит какое-то серьёзное ДТП, то я сам или мои замы выезжаем на происшествие. Бывает очень тяжело, особенно, если в ДТП погиб ребенок. На всю жизнь запомнил ДТП, в котором погибла вся семья и мне лично пришлось доставлять в морг тело маленького ребенка… После этого, помню, вернулся домой ночью, устал, а уснуть не мог… Каждую трагедию на дороге пропускаешь через себя. Ведь все мы люди, и у меня тоже есть дети.

- Расскажите о них.
- У меня два сына, младший учится в школе, живёт с нами. А старший – студент, учится в Санкт-Петербурге.

- Александр Николаевич, как вы обычно проводите внерабочее время?
- К сожалению, его не так много. Работать приходится и в выходные дни. Но если выпадает свободное время, я предпочитаю его проводить в активном отдыхе: зимой – катаюсь на лыжах, летом – плаваю. Люблю выезжать на природу с друзьями и семьей, на берегу реки посидеть с удочкой. В последнее время начал увлекаться ещё и охотой, купил ружье. Хотя, честно скажу, больших трофеев пока не имею.

- Как вы относитесь к анекдотам про сотрудников ГИБДД?
Положительно, если они позитивные и легко высмеивают наши будни. Правда, вспомнить не могу.

- Александр Николаевич, есть ли у вас мечта?
- Моя мечта связана с работой. Очень хочу того, чтобы на дорогах было спокойно. Чтобы люди не страдали, чтобы не было детских потерь. Ведь дети – это наше будущее!

Беседовала Наталья Дмитриева
Фото: Всеволод Васенин и Виктор Бушмелев