Илья Прозоров: цель у нас одна – сделать наши услуги максимально комфортными, доступными, безопасными и актуальными

792

Интервью с председателем правления АО КБ «Хлынов» Ильёй Прозоровым.

Федеральный сегмент

Илья Павлович, уже традиционно «Хлынов» занимает высокие позиции в различных рейтингах среди российских коммерческих банков. Ваше отношение к таким оценкам?

Попадание в рейтинг подтверждает эффективность работы банка. В последнем рейтинге «Интерфакс - Центр экономического анализа», опубликованном коммерсант.ru, мы заняли 163 место, попав в ТОП-200. При этом темпы прироста активов по отношению к концу предыдущего года составили 7,9%, прироста капитала 8,4%. В последнем рейтинге banki.ru по ряду позиций «Хлынов» попал в ТОП-100 среди 623 банков.

Увеличение капитализации формирует зону устойчивости, комфорта для основных кредиторов банка, в первую очередь, для вкладчиков. Рейтинги помогают отслеживать позиции на региональном и федеральном уровне. В целом по ряду важнейших позиций за 11 месяцев мы заметно «прибавили» - и по росту активов, и по прибыли, и по кредитному портфелю, и по капиталу. Для нас ключевыми показателями являются именно рост активов, рентабельность капитала, темпы снижения просроченной задолженности.

Нельзя работать в ноль: любая кредитная организация занимается привлечением ресурсов и, среди прочих целей, должна извлекать из этого прибыль. Необходимо удовлетворение, в том числе акционерного интереса. Стратегия банка по этому направлению такова: все, что зарабатывает банк, идет на капитализацию и делает его более устойчивым.

Сейчас много говорится об изменениях, связанных с отнесением банка с 2017 года к «региональным» или «федеральным». Вы к какому сегменту будете относиться?
Сейчас мы уже ближе к федеральному сегменту. И будем выстраивать свою качественную, коммуникативную, ИТ-стратегию в конкурентном поле с федеральными банками.

«Прививка для бизнеса»

Банк «Хлынов» много внимания уделяет молодежному предпринимательству, поддерживая такие проекты как «Молодой предприниматель», «Право на бизнес» и другие. Почему?

Это неотъемлемая часть нашей деятельности. Не буду лукавить: хочется, чтобы молодой, начинающий предприниматель стал клиентом нашего банка. За эту категорию мы боремся и не намерены делиться с другими.

Когда к нам приходят с предложениями представители организаторов или операторов программ и информируют о возможности участия в них, единственное наше требование - актуальность темы.

В мае вы открыли Центр обучения и развития. С какой целью?
Это стратегическая инициатива. Мы почувствовали потребность в более качественном обучении, в том числе внутреннем. Работа Центра строится на трех китах: наш коллектив, наши клиенты и наши инициативы по формированию финансово грамотного поколения. Центр работает как площадка, на которой каждый наш и не наш клиент, каждая единица бизнеса может получить необходимый багаж знаний.

Сейчас формировать предложение мы можем на нашем сайте: выбираем темы в зависимости от потребностей бизнеса, приглашаем наше предпринимательское сообщество на встречи. К примеру, по проблемам авторского права. Тема узкая, сложная, и мы хотим помочь исключить ситуации, когда бизнесмен создал компанию, начал работать, заработал имя и все потерял, потому что не запатентовал свой продукт.

На семинары приглашаем представителей контрольных и надзорных органов, чтобы бизнес мог получить «прививки безопасности» на своем пути. Результат работы Центра - это своего рода «инъекции в бизнес». Намерение поддерживать клиента в такой форме встроено в нашу технологию продаж. И есть вторая сторона, некоммерческая, - желание немного поправить систему, чтобы было комфортно и безопасно работать, в том числе нашим предпринимателям.

Кстати, в Центре совместно с Опорным университетом в сентябре заработала базовая кафедра «Банковское дело». Я лично отслеживаю эту работу, выступления наших специалистов, их вовлеченность в преподавание финансовых дисциплин. Подводить итоги пока рано: впереди сессия, студенты получат оценки, тогда и увидим результаты работы.

Знаний много не бывает

Как в целом оцениваете уровень финансовой грамотности населения?
Это пласт знаний и компетенций каждого человека, над которым нужно работать постоянно. К сожалению, опережающие темпы киберпреступности в этой среде говорят об одном: значит, мы не дорабатываем или делаем не все, что требуют от нас текущая ситуация и время. Увеличивается, например, количество безналичных платежей - появляются новые виды мошенничества. А знаний всегда недостаточно. Поэтому нужно говорить не столько об уровне финансовой грамотности, а о том, сколько прикладывается усилий для обучения потребителя.

Мы пытаемся повлиять на ситуацию. Так, с одним из местных изданий реализовали проект, где готовили и публиковали тематические информационные материалы по тем или иным вопросам безопасного финансового поведения. Лично я убежден, что технологиям расчетов и правилам обращения с деньгами нужно обучать с раннего возраста. Сейчас порог доступности платежной карты - 14 лет. В будущем произойдет унификация платежного решения: пластиковая карточка будет носителем персональных данных (паспортом, полисом, способом оплаты поездки в транспорте и так далее). Возрастной порог пользователя снижается, и, чтобы подготовить подрастающее поколение, нужно давать знания с раннего возраста, корректировать саму систему образования.

Вы поддерживаете и проекты для пожилых людей. А можно ли в пожилом возрасте чему-то научить?
Можно и нужно! Пенсионеры очень активные потребители. Например, проект «Бабушка в сети» реализуется при участии МФЦ, мы помогаем. На занятиях - полный зал. В нашем Центре обучения, кстати, пенсионеры также обучаются финансовой грамотности. Людям пожилого возраста, чтобы обезопасить их важно, доступно рассказывать, например, про микрофинансовые организации. Кстати, из людей, которые попадают в кредитную кабалу, лишь 20% действительно находятся в сложной финансовой ситуации, а 80% движет желание быстро получить большие деньги. На это желание заработать сложно повлиять, никакие лекции здесь не помогут, но других потребителей можно уберечь от последствий сомнительных сделок.

Радует, что за 2 последних года ситуация в этой сфере изменилась. Если раньше МФО или кредитные кооперативы «росли как грибы», для их работы не было создано правового поля, то сейчас они также попали под надзор Банка России, к ним предъявляются аналогичные требования по капиталу, собственным ресурсам, по обеспеченности активами и так далее. Система стала напоминать систему с гарантией, как у банков. Как только практика обманутых потребителей начала расти - система начала себя защищать. Слабые игроки - те, которые, например, не гарантируют возвратность вкладов, - однозначно уйдут с рынка.

Между прочим, от нас в такие организации уходит совсем небольшой процент. Сейчас банки стали доступнее, многие виды услуг можно получить не выходя из дома. Поменялась и система принятия решения.

Длиннее и дешевле

Какие новые продукты предлагаете для бизнеса?
На днях принято решение об увеличении сроков инвестиционного кредитования для субъектов малого и среднего бизнеса. Предприниматель всегда нуждается в кредитах подешевле и подлиннее, с фиксированной ставкой, без скрытых комиссий. Такие есть в нашей линейке, и условия их предоставления для потребителя улучшаются. Я не говорю, что мы будем давать дешевые кредиты. Мы продолжим их делать доступными по срокам и по цене, при этом всегда декларируем принцип прозрачности ценообразования и условий получения кредитов.

Какова динамика по безналичных расчетам?
За безналичными расчетами будущее, поэтому динамика здесь растет. Это связано с принципиальной позицией правительства РФ, регулятора - Центробанка, с изменением технологий расчетов. К сожалению, в мировом рейтинге Россия по внедрению безналичных расчетов пока не занимает лидирующие позиции. А для таких расчетов нужны минимум две вещи - наличие Интернета и банковского счета. Поэтому сейчас еще сложно представить тотальное погружение в технологии безналичного расчета, например, в отдельно взятых районах Кировской области. Об этом можно будет говорить тогда, когда изменится система налогообложения, будет достигнуто общее понимание бизнесом ответственности за «белые» зарплаты, получится унифицировать банковский учет. Но все к этому идет. И налоговая служба меняется, введя систему онлайн контроля платежей и отчетности с контрольно-кассовых машин, и ЦБ заставляет кредитные организации работать над повышением количества безналичных расчетов.

Вы стали одним из первых региональных банков, выпустив в этом году карты «Мир». Можно ли уже говорить об их массовой эмиссии?
К массовой эмиссии карт «Мир» банк «Хлынов» готов, но пока не вижу причин делать это в каком-то авральном режиме. Мы действительно выпустили такую карту одними из первых в Кировской области - как среди региональных, так и среди федеральных банков. Наша карта «Мир» в технологиях не отстает от карт международных платежных систем, и любой желающий может получить ее уже сейчас. Однако считаем, что пока не стоит активно «догружать» потребителя еще одной картой. Возникнет необходимость - будем готовы подключиться. У нас карты сейчас делаются за считанные часы, поэтому при необходимости потребность в массовой эмиссии карт «Мир» удовлетворим на сто процентов. Кстати, к карте «Мир» можно привязать и транспортные, и другие приложения. Мы уже активно реализуем такие возможности в наших карточных продуктах.

Позиция потребителя

У вас много инструментов для стимулирования клиентов. Среди них, например, кэшбэк по картам. Технология работает?
Кэшбэк - это материальное стимулирование клиента. За каждую совершенную покупку картой с кэшбэк от банка «Хлынов» потребитель получает процент от суммы оплаты. Только за ноябрь держателям таких карт банк выплатил почти 5 млн рублей.

Есть и стимулирующие проекты другого направления. В рамках социального партнерства реализуем совместный благотворительный проект с Фондом «Наследие Вятки». Мы давно сотрудничаем с этой организацией, я лично вхожу в состав попечительского совета. В сентябре выпустили карты с логотипом Фонда. С безналичных операций, совершенных с помощью таких карт, производятся отчисления в адрес Фонда. Таким образом потребитель понимает, что, рассчитываясь нашими картами, как бы «дает поручение» банку перечислить деньги на благое дело. Принципиально важно, что отчисления делаются не за счет клиента, а за счет внутренних издержек банка. Таким образом мы стимулируем к пользованию нашими картами, а потребитель выражает свою ответственную социальную позицию.

Банк ведет большую социальную работу. Что получаете взамен - это же безвозмездные проекты?
Безусловно. Банк работает уже более 26 лет, и участие в таких проектах - сложившаяся традиция, заложенная еще основателем банка Николаем Васильевичем Поповым. Так, мы успешно воплотили в жизнь проект «12 месяцев добра», в рамках которого реализовывали одну значимую социальную инициативу в месяц - строили спортивные площадки, помогали школам в районах, проводили благотворительные акции. Традиционно поддерживаем социально незащищенные слои населения - ветеранов, детей с заболеваниями, детей, лишенных родительского тепла.

Что от этого банку? Мы считаем, что бизнес должен быть социально ориентированным, ответственным. Необходимо развивать территорию, на которой ты работаешь, заполнять «белые» участки, которые по той или иной причине в меньшей степени покрыты социальными функциями государства. Мы открыты для любых обращений, по мере возможностей отзываемся.

«Одно окно»

Как строятся отношения с МФЦ?
Мне нравится этот проект. Уровень присутствия госуслуг в социальной среде высок, а тема качества раньше всегда подводила. Сейчас госуслуги начали продаваться по стандарту. Чем больше перед тобой дверей, тем сложнее сделать выбор. Необходимо одно окно. Регистрируется новый индивидуальный предприниматель - у него возникает необходимость в открытии банковского счета. Удобно это сделать на одной площадке. Мы располагаем отличной офисной сеткой, у нас высокий трафик потребителя, поэтому банк выступил с предложением взаимодействовать с МФЦ, и мы нашли понимание. Сейчас услуги МФЦ активно предлагаются в офисах нашего банка. К примеру, берет клиент кредит в банке - и тут же может зарегистрировать ипотеку или поставить на кадастровый учет недвижимость. Или просто получить паспорт, если даже не является клиентом банка «Хлынов».

Чем вы можете помочь бизнесу во внешнеэкономической деятельности. Сейчас кировские предприниматели активно сотрудничают с китайскими партнерами...
Банк предлагает широкий перечень услуг, связанных с операциями в иностранной валюте и комплексным сопровождением внешнеторговой деятельности предприятий и организаций. Я горжусь тем, что мы установили прямые корреспондентские отношения с одним из крупнейших банков Китая - БЭНК ОФ ЧАЙНА. Это позволяет нашим клиентам работать с партнерами из КНР максимально оперативно и с минимальными затратами. Бизнес не весь успел перестроиться, а мы успели - первые контракты прошли именно через наш банк. И сейчас мы сопровождаем сделки любого уровня.

Ставка - на клиента

Цели и планы в работе банка на ближайшую перспективу?

Основная цель на 2017 год - сделать банк еще более комфортным для нашего основного потребителя. Мы продолжим работать над технологичностью процессов, в первую очередь, системой многоканальной связи, многоканальных контактов клиента с банком. Запускаем новый интернет-банк для физических лиц. Будет реализовано мобильное приложение для юридических лиц и предпринимателей. Активно продолжим развивать и укреплять ИТ-платформу.

В 2016 году мы открыли несколько офисов, в том числе в Уржумском районе. На следующий год планируем открыть еще как минимум две точки присутствия. Будем развивать ипотечное предложение. Население уже может получать через банк «Хлынов» высококачественные и доступные ипотечные продукты.

В числе первоочередных задач - внедрение инновационных технологий, в первую очередь, связанных с интернет-доступом к услугам по принципу «шаговой доступности». В Европе система кредитования строится так: потребитель не видит банков, он просто оставляет заявку, и банки делают предложения. С развитием законодательной базы такое появится и в России. За удаленными расчетами будущее. Мы это предвидим и стараемся работать на опережение. В части накопления сбережений продолжим оказывать услуги брокерского сопровождения. Это новое, точнее, хорошо забытое старое, направление становится все популярнее. Мы уже сейчас можем оказывать качественные консультации по вопросам участия потребителя на финансовых рынках.

Цель у нас одна - сделать наши услуги максимально комфортными, доступными, безопасными и актуальными для наших клиентов. Над этим мы работали в уходящем году, продолжим работать и в 2017-м, и в последующие годы.

Коммерческий банк «Хлынов» (акционерное общество), лиц. ЦБ РФ № 254.