Геннадий Мамаев: Сердечно поздравляю коллег с профессиональным праздником

7305

- Геннадий Александрович, несмотря на ожесточённое (и незаконное) противодействие в виде разнообразных санкций, российский ОПК стал одним из наиболее экспортоориентированных секторов производства. На «Калибры» выстроилась очередь на годы вперёд.

Турция, будучи членом НАТО, покупает пять дивизионов наших «С-400» на 2,5 млрд.долларов. Египет заказал 50 МиГ-31…

Согласитесь, это лучшее доказательство высочайшего профессионализма людей, которые в последнее воскресение сентября отмечают свой профессиональный праздник…

- Это совершенно очевидно. Как и то, что дальнейшие шаги по завоеванию мировых рынков оружия будут способствовать решению не только политических целей, но и задач развития российской промышленности, в том числе гражданского сектора. Имею в виду крупнейшую реформу авиаотрасли в России, в ходе которой ОАК объединит корпорации «Иркут» и «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в одно юридическое лицо. Новая структура возьмет на себя функции не только корпоративного центра, но будет активно развивать и гражданские проекты, в частности, МС-21 и SSJ 100, которые будут оснащаться отечественными пермскими двигателями ПД-14, созданными в рамках программы импортозамещения.

Реформа решает важнейшую задачу диверсификации, поставленную Президентом В.В. Путиным, то есть перехода с преимущественно военной продукции на гражданскую.

К 2030 году соотношение должно быть 50% на 50%.


Участок инструментального производства АО Лепсе с новейшими станками

Для этой цели идёт подготовка реализации с Китаем совместного проекта по созданию широкофюзеляжного далнемагистрального самолета. Он привлекателен и геополитически, и с точки зрения емкости рынка - у России самая большая территория, а у Китая – численность населения. Не исключено, что в этот консорциум могут войти представители каких-то иных государств. Всё это обязательно скажется на стабильности работы нашего авиапрома и перспективах его развития. Но ведь машиностроение – это далеко не только авиапром. Вот к празднику цифры статистики: рост российского авторынка, выраженный двузначными числами, продолжается. И все десять моделей - лидеров продаж новых легковых автомобилей - произведены машиностроителями России.

Ещё один факт касается Фонда развития промышленности. Прошлогодний опыт показал, что те значительные деньги - 20 млрд рублей, которые выделялись для его работы, смогли привлечь более 150 млрд. рублей софинансирования.

Задачи диверсификации обозначены и в Программе развития Кировской области: к 2025 году доля гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса достигнет 30%. Сегодня у нас она составляет 13,8 %.

В апреле было принято решение о создании Совета главных конструкторов Кировской области и Инжинирингового центра на базе Вятского госуниверситета. Это поможет не только диверсифицировать производство предприятий оборонно-промышленного комплекса в Кировской области, но и развивать внутрирегиональную кооперацию.

Рассказ о некоторых новостях от наших машиностроителей стоит начать с Машзавода 1 Мая, где начались долгожданные добрые перемены. Это результат большой, целенаправленной работы руководства завода и правительства Кировской области. Вопрос был взят на личный контроль главой региона Игорем Васильевым. После двухлетнего перерыва удалось вернуть одного из ключевых заказчиков предприятия.

С ОАО «РЖД» заключён контракт на изготовление 20 подъёмных кранов грузоподъёмностью 16 тонн. Ранее доля заказов от РЖД составляла 50% от общего годового портфеля завода.

Разрабатывается трёхлетняя программа по изготовлению и поставке малых и больших кранов для РЖД на период с 2018 по 2020 годы. Таким образом, доля заказов РЖД составит 40 % от всего объёма. Ведётся работа по изготовлению крана грузоподъёмностью 130 тонн. Это будет принципиально новый кран российского производства, который способен заменить немецкий кран EDK. Изготовлена моторная платформа МПД-2, которая применяется при строительстве и ремонте железнодорожного пути колеи 1435 и 1520 мм. Узбекистан подтвердил готовность приобрести партию таких платформ.

АО ВМП «АВИТЕК» успешно выступил в Москве на выставке «КРАНЭКСПО-2017». В этом году в ее работе приняли участие 67 компаний, в том числе, из Германии и Китая. Были показаны четыре модели ручных лебедок с грузоподъемностью до 1500 кг, несколько образцов кресел машиниста и аварийно-спасательное устройство. Продукция заинтересовала не только отечественные, но и зарубежные компании.

На самом предприятии стоит отметить пуск новых высокопроизводительных компрессорных установок. Максимально очищенный воздух, автоматизированные технологии, низкие эксплуатационные затраты – их основные преимущества. Сжатый воздух один из самых дорогих энергоресурсов.

63 работника завода обучаются в высших и средне-специальных учебных заведениях с полной или частичной оплатой из средств предприятия. Началась подготовка без отрыва от производства 20 высококвалифицированных специалистов на факультете ракетостроения Балтийского технического университета «ВОЕНМЕХ».


Испытания нефтедобывающего оборудования

АО «Электропривод». Одни из последних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – это разработка, испытание и постановка в производство электроприводов для самолетов А-100, Ил-476, Ту-204СМ, Ил-112.

Предприятие проводит активную работу по программе импортозамещения. Освоено и поставлено на поток 6 наименований продукции, которая раньше производилась на Украине. В ближайших планах – увеличение объёмов производства до1 млрд рублей в год.

АО «Нововятский механический завод» и АО «Ново-Вятка» работают на единой производственной площадке и входят в Перечень стратегических.

Правительство Кировской области активно работает с концерном «Ростех», в который входят АО «Нововятский механический завод» и АО «Ново-Вятка», чтобы объём гособоронзаказа не сокращался. Вместе с тем, коллективу необходимо работать над повышением доли гражданской продукции, тем более что в своё время у завода были в этой сфере достижения.


МАКС-2017. Лепсенцы на экскурсии

ОАО «ВЭЛКОНТ». За разработку сборочно-прессового приспособления «Дуплет» для снаряжения охотничьих патронов группа специалистов была удостоена звания Лауреатов премии Кировской области. На заводе развивается и другое направление гражданской продукции – изготовление резинотехнических изделий для автопрома.

Специализацией АО «НИИ СВТ» являются научные работы и НИОКР в области создания средств вычислительной техники, автоматизированных систем и средств связи специального и гражданского назначения. На сегодняшний день предприятие заинтересовано в приёме на работу токарей, сварщиков, фрезеровщиков. Это говорит о том, что НИИ СВТ – единственный поставщик по ряду продукции в интересах Минобороны - финансово устойчивое предприятие, которое, взаимодействуя с Правительством области, работает и над перспективной диверсификации производства. В рамках модернизации приобретена испытательная климатическая камера холода-тепла-влаги «Патриот».

ОАО «Молот». Сегодня работа предприятия ориентирована на рынок спортивно-охотничьего оружия. Завод постоянно работает над расширением модельного ряда изделий, а также над увеличением объёма поставок на рынок. Оружие предприятия поставляется в 18 стран мира. В настоящее время ООО «Молот-Оружие» производит 26 видов нарезного оружия, 16 видов гладкоствольного и 15 видов списанного – учебного и охолощенного оружия. Изделия представлены в 22 калибрах. На постоянной основе проводятся научно-технические исследования, а также модернизация производства.


Молодые машиностроители – за здоровый образ жизни

Ситуация с ОАО «Молот» остается на контроле Правительства Кировской области.

- Специалисты знают, проблемы диверсификации для лепсенцев не новость – вы ведёте её давно и масштабно…

- Начать можно с того, что она помогла сохранить предприятие в лихие годы перестройки, когда мы освоили выпуск «болгарок», насосов «Водолей», приспособления для закрытия банок и многого другого. Было, что ТНП и «гражданка» составляли у нас 70% объёма производства, а 30% спецтехника. Сейчас наоборот.

- Насколько помню, тема создания оборудования для нефтяников появилась ещё в начале 2000-х… Как складывается ситуация на сегодня?

- C 2015 года мы поставили уже более 120 комплектов оборудования: в «СургутНефтегаз», «Газпромнефть-Восток», «Юганснефтегаз», «Славнефть». Объём реализации в 2016-2017 годах составит 300 комплектов.


На дне здоровья АО Лепсе

С 2016 мы начали поставлять малодебетные установки для трудно извлекаемых запасов нефти в «Салым Петролеум». Когда на различных конференциях они делились своими успехами, в частности, в снижении энергопотребления по всему фонду скважин, нефтяников заинтересовало – какое оборудование «СалымПетролеум» использует. Сейчас мы прорабатываем вопросы сотрудничества с нефтяными компаниями напрямую, такими как группа компаний УК Система Сервис (Татарстан), компаниями Самарской и Томской областей, регионов Восточной Сибири, обходясь без посредников. Кроме того, наш дилер (мы не можем работать из-за санкций напрямую) сейчас выходит в Кувейт, Конго, Египет, Болгарию.

Приличную загрузку производства дают нам установки, для которых подошло время ремонтных работ. А между тем, нефтяники в очередь ждут новые типоразмеры нефтепромыслового оборудования – установки высокого и средне-высокого дебита.

При таком спросе встал вопрос о создании задела на будущее. Поэтому на второй промплощадке готовятся помещения под ремонтный цех, изготавливается и закупается стендовое оборудование.

Словом, установки УЭЦН АКМ доказали свою ценность для нефтяников, теперь надо выходить на серию, снижать себестоимость, повышая надёжность, предоставляя сервисные услуги. Нужны кадры, поэтому направляем людей на обучение в Уфимский университет.

На повестке дня - концепция создания нового производства нефтедобывающего оборудования.

Организационный комитет конкурса «Авиастроитель года» принял решение о награждении АО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» дипломом за работу «Энергоэффективные интеллектуальные высокооборотные насосные установки серии УЭЦН АКМ для добычи нефти»» в номинации «За успехи в развитии диверсификации производства в условиях импортозамещения».

Выпускаются электродвигатели для автомобильной техники (Камаз, Урал, ПАЗ, Газель) – для систем предпускового подогрева двигателя.

Освоено производство наукоёмкой продукции медицинского назначения – озонатора для физиотерапевтических процедур.

- По железнодорожной тематике у вас каждый год появляются всё новые партнёры. И это при том, что ваша продукция вторгается в «святая святых» железнодорожников – стрелочные переводы.

- В этом году поставляем 65 комплектов электрооборудования (электродвигатель перевода стрелок и аппаратура управления) для Южно-Уральской железной дороги.

Совместно с крупной компанией «Элтеза», работающей на РЖД и объединяющей пять заводов в ключевых регионах России, разрабатываем универсальный электродвигатель перевода стрелок (как для сетей переменного, так и постоянного тока).

С 2018 года будем серийно производить герметичный циркуляционный насос системы охлаждения блоков тяговых преобразователей электровозов, предназначенный для установки на современных электричках «Ласточка» (проект фирмы «Сименс»).

Также разрабатываем свой блок управления для электродвигателя на сортировочные горки (как у нас в Лянгасово). Там требуется повышенная надёжность, так как от этого зависит скорость сортировки вагонов и пропускная способность целой железнодорожной ветки.

В Нижегородской области на станции Дзержинск идёт монтаж наших стрелочных комплектов. Станция будет показательным полигоном для демонстрации работы различного оборудования, где руководство дороги будет принимать решения о перспективах его применения.

По теме «Гражданская продукция» разработан двигатель вентилятора для стерилизационных и жарочных шкафов.

По части ТНП создана новая шлифмашина мощностью 1,5 Квт с новым дизайном и режущим диском нового диаметра - 150 мм.

Готова концепция мясорубки, где опять же новый дизайн и впервые предусмотрена функция реверса (обратный ход) для проблемных ситуаций.

- И всё же «ЛЕПСЕ» было и остаётся оборонным предприятием…

- И так оно и будет, пока мы хотим иметь над Россией чистое небо. На МАКС-2017 состоялись важные переговоры с представителями фирмы

«Технодинамика», это несколько десятков предприятий. Договорились о координации совместных действий по модернизации МиГ-31БМ и Ту-22М3 и по вновь разрабатываемым изделиям.

Кроме МАКС-2017, проходил и военно-морской салон, где мы получили несколько заданий по разработке электроприводов для ВМФ. Возобновлена серийная поставка туда нашей продукции.

Активно ведётся работа с предприятиями Росатома. Получена лицензия на работу с Росатомом в интересах Минобороны и заключён договор на участие в научно-исследовательской работе по созданию высокодинамичного электропривода. Готовим опытный образец. В части НИР проводим инициативную работу по изготовлению высокоскоростного электрогенератора со скоростью вращения ротора 80 000 оборотов в минуту. Для этого нами создаётся принципиально новая экспериментальная база, что на несколько порядков сложнее самого испытуемого изделия. Это строительные работы, создание очень сложного испытательного оборудования и привлечение серьёзных институтов. Для испытаний мы создали двигатель на 100 000 оборотов. Размером он с кулачок первоклассника.

В целом это очень серьёзный комплекс работ, который будет продолжен в 2018 году. В ходе разработки генератора было подано две заявки на патент.

Продолжаются работы по созданию шести типов новых изделий для ракетной техники, для Су-57 (истребитель 5 поколения).

…Наше будущее, помимо диверсификации, зависит от тех, кто придёт в цеха и отделы предприятий. В профильных олимпиадах «Звезда - Таланты на службе обороны и безопасности» и «Будущее России», которые организует Союз машиностроителей России (СМР), за последнее время в общей сложности приняли участие порядка 150 тысяч ребят. Радует, что ежегодное увеличение количества участников свидетельствует о повышении интереса к инженерным специальностям со стороны школьников. Руководство СМР считает, что мы должны быть нацелены на то, чтобы проводить селекцию школьников не только с 9-10 класса, но и раньше, начиная с пятых и шестых классов. Именно такая практика применяется во всех ведущих странах мира.

Применительно к теме работы с кадрами замечу, что буквально на следующий день после нашего профессионального праздника в Москве в течение четырёх дней будет работать конференция «Будущее машиностроения России», в которой примут участие и ведущие учёные и производственники и лучшие молодые специалисты ОПК, в том числе и наши земляки.

Вижу, что снова на социальную часть нашей работы не остаётся места. А она у нас и значима и масштабна, что подтверждает социальный пакет АО «ЛЕПСЕ», который составляет более 100 миллионов рублей. Думаю, мы о ней расскажем к дню рождения завода в начале ноября.

В заключение хочу сделать две вещи: во-первых, искренне поблагодарить избирателей, поддержавших на выборах в Гордуму наших кандидатов, и, конечно, сердечно поздравить коллег и всех наших ветеранов-машиностроителей с профессиональным праздником и от души пожелать всем крепкого здоровья, счастья, благополучия и новых трудовых свершений на благо России!

Беседовал Коцепалов Владимир Николаевич

www.lepse.com

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ