«Два юбилея в один год»: На кировское телевидение Марина Дохматская пришла ещё будучи студенткой

На ГТРК «Вятка» она прошла путь от помощника режиссёра до кинорежиссёра высшей категории.

Наша героиня пришла на кировское телевидение ещё будучи студенткой, здесь она прошла путь от помощника режиссёра до кинорежиссёра высшей категории. Сейчас Марина Валентиновна – действительный член российской киноакадемии «Ника», директор Кировского филиала Союза кинематографистов России и заслуженный деятель искусств России. В этом году Марина Дохматская отмечает сразу два юбилея: свой и 60-летие ГТРК «Вятка».

– Марина Валентиновна, как вы оказались на телевидении?
– Сейчас мы готовимся к 60-летию ГТРК «Вятка», и у нас среди коллег проходит опрос: «С чего у каждого вообще началось телевидение». В моей жизни оно началось с того, что отец принёс в дом телевизор, это был 1958 год. Чтобы посмотреть на это чудо с экраном, к нам приходил весь дом. Тогда я, конечно, не могла себе представить, что пройдёт десять лет и я окажусь по ту сторону экрана. На телевидение я пришла, когда мне едва исполнилось 18 лет. Меня приняли на самую низшую должность в режиссёрской линейке – помощником режиссёра. Работа была в студии, где находились операторы, постановщики, звукооператоры с большим микрофонным краном, дикторы, гримёры. Вся эта внутренняя кухня была в руках у помощника режиссёра. Заставки, которые я видела в десять лет на экране телевизора, я выставляла на пюпитр перед камерой уже с другой стороны экрана. Художники рисовали их для разных передач на картонках, а помрежи должны были успеть заменить иллюстрацию, пока не включилась камера.

Так начиналась эта работа, которая стала главным делом всей моей жизни. Коллеги меня учили, давали советы, рядом со мной находились великие люди. Телевидение тогда делало свои первые шаги, студия формировалась, подбирались кадры: журналисты приходили из газет, а основной контингент, который работал в режиссуре, это были люди театра. Совместно приходилось делать первые шаги, нащупывать телевизионную специфику. В то время я училась в педагогическом институте на филфаке, закончила три курса, но работа меня увлекала и мне нужны были специальные знания. Тогда я поехала в Ленинград и поступила в Ленинградский институт театра музыки и кинематографии на факультет режиссёров телевидения. Когда я начала учиться на режиссёра, меня перевели в ассистенты режиссёра, и это уже была совсем другая работа.

– Помните ли вы свою первую киноработу?
– В то время большинство студентов делали свои практические работы на ТВ. У нас же на КСТ сложилась очень сильная киноредакция, и мне посчастливилось сделать для неё несколько небольших работ – это были расширенные сюжеты, очерки, зарисовки. Они нужны были и для показа в институте, как курсовые и преддипломные работы. Помню, уже на четвёртом курсе, мы поехали с оператором Алексеем Крысовым в старинный город Лальск. Это было потрясение! Мы как на машине времени попали совершенно в другой мир. Поражало всё – начиная от первозданной, не тронутой человеком природы, чудом сохранившихся деревень с мощными, украшенными резьбой, домами и изумительными, отделанными изразцами церквями. «Вот как выглядела настоящая Русь!» – думала я. С большим вдохновением мы сделали фильм под названием «Узоры русского севера». Очень нелегко мне эта работа далась. Хотелось передать те чувства, и всё сделать самой! Поэтому, кроме теории, которую давали в институте, я сама училась монтажу. Благо, наши девочки-монтажницы мне доверяли, и я после рабочего дня оставалась в монтажной и резала сюжеты, а потом заново складывала, стараясь понять, почему кадры сложены именно так. И всё вручную: бритвочка, кисточка, клей. Потом уже появился пресс, скотч, а про нелинейный монтаж тогда ещё и не знали...

После просмотра моей первой работы Геннадий Тимофеевич (Г.Т. Фокин – Председатель областного телерадиокомитета, – прим. ред.) был разочарован: «Что это за тарковщина, что за плач по русскому искусству, а где сегодняшний день, где жизнь современного села?! Мы посылали вас в командировку именно за этим ». Но я была настолько поражена самобытностью и красотой русского Севера, что сделала фильм именно про это. Я, конечно, была очень огорчена такой реакцией, поскольку считала тогда себя «совершенно гениальной». Я заявила Исааку Соломоновичу (И.С. Шур – главный редактор кинопроизводства на Кировском телевидении – прим. ред.): «До свидания! Меня здесь не поняли! Институт заканчиваю и ухожу!» На что мне Исаак Соломонович ответил: «Ты же не знаешь, что сказал Фокин, когда ты ушла... «Поручайте Дохматской, у неё получается». И эта фраза меня окрылила, дала уверенность двигалась дальше.

В 1974 году у нас начал строиться кинокомплекс. Наши отцы-основатели стремились получить статус фильмопроизводящей студии, что им и удалось. Из 192 областных студий телевидения по всей стране только 16 были фильмопроизводящими, и мы вошли в это число! А когда был объявлен конкурс на режиссёрскую должность, Исаак Соломонович мне предложил: «Давай, подавай!». И я прошла этот конкурс и стала кинорежиссёром. Так началась моя жизнь уже в кино.

– Наверняка, приключались казусные случаи на съёмках.
– Да, на каждой съёмке что-нибудь приключалось. Я помню, как в Верхнекамском районе на съёмках фильма у нас выдался свободный день, и местные власти предложили съездить на болото за клюквой. Мне это показалось интересным. Дали нам вёдра в гостинице, и мы отправились в лес на машине, а дальше к болотам – пешком. Помню, вышли из машины, идём прямо, потом поворот направо, стоит большая сосна. В то время было много грибов, и мы решили выложить горку грибов для ориентира. Дальше увидели опушку леса и через несколько шагов огромное болото. 10 минут – и у нас уже все колени сырые. Всё это занятие меня не очень порадовало, и я сказала: «Я эту клюкву куплю на рынке, а вы, кто хочет, оставайтесь, я пошла к машине». Оператор мой Валерий Князев говорит: «Ну ты помнишь как идти? Прямо, потом направо, налево, стало быть ты идёшь налево, налево, потом прямо...». Пошла я одна. Смотрю – нет никакой груды грибов, нет и той сосны. Кругом тайга, быстро смеркается. Что-то мне не по себе стало. Всматриваюсь под ноги, а там огромный след с медвежьими когтями! Почти бегу наугад. Вдруг, слышу какой-то звук, голоса, музыка, пошла на них. И вскоре вижу – поляна и наш УАЗик! Это в машине нашей шофёр включил радио. Так я по звуку и вышла к ней. Вернулись ребята, оператор весь белый и говорит: «Ты здесь! Ну, слава Богу! Я ведь понял, что сказал тебе совсем не тот путь! Мы уже не знали где тебя искать».

– Сейчас многие критикуют уровень наших телеведущих. Какое ваше отношение к нынешнему телевидению в целом?
– Могу выразить только сожаление о том, что сейчас планка попадания на экран очень понижена. Когда я смотрю на иных ведущих, слышу их неправильную речь, ударения, жаргон, убогую лексику, все эти «круто, вау», особенно склонение числительных, мне, это очень неприятно. Прекрасно помню, какой раньше был высокий ценз профессии! Каждая ошибка замечалась. Сейчас я смотрю несколько каналов, которые могу включить без боязни: это «Культура», «Спас», «Россия-1», ОТР, «История». Но на телевизор времени нет. Предпочитаю книгу.

Режиссёр Марина Дохматская и звукорежиссёр Владимир Коробейников за монтажным столом

– Марина Валентиновна, несколько личных вопросов. Чем занимаются ваши близкие?
– Мои близкие сейчас режут и сушат укроп на даче (смеётся). Живём мы вдвоём с мужем, он юрист, работник прокуратуры, сейчас в отставке. Мы вместе уже почти 40 лет. Он мой и друг, и помощник, и советчик. И большой любитель документального кино.

– Через полтора месяца у вас юбилей. Готовитесь к празднику?
– Никак не готовлюсь. Годы идут, сами, к ним не надо готовиться. Соберёмся в дружеском кругу, обнимемся и пообщаемся с близкими и дорогими сердцу людьми. Может быть, в Герценке сделаем ретроспективу лучших фильмов. Сама с интересом посмотрю, ведь время меняет многое, поэтому и нужно увидеть – устоял твой кинодокумент или растворился в толще лет.

– Какой подарок вы бы хотели получить?
– Здоровье себе и близким. Возможность гулять по саду. Испытать восторг перед чем -то, что могло бы стать фильмом. В Лальск, одним словом (смеётся) за узорами Русского Севера.

Справка:
Дохматская Марина Валентиновна
Дата и место рождения: 19 октября, Киров.
Образование: ЛГИТМиК (1975, режиссура телевидения).
Увлечения: чтение книг, кино, музыка, путешествия.

Беседовала Екатерина Пономарёва

Реклама. ПАО "НБД-Банк". ИНН: 5200000222. erid: 2SDnjc1g1Jp
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23a1p3
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23xqiG
Реклама. ООО Первоисточник. ИНН 4345507889. erid: Kra23Yhhn