«Возможность для человечества заглянуть в прошлое». Кировские палеонтологи прокомментировали сенсационную находку в соседнем регионе

Найденный вид может быть предком животных и даже человека.

Международная группа учёных, в число которых вошёл исследователь из сыктывкарского Института геологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН Павел Безносов, обнаружила остатки (именно так в палеонтологии принято называть ископаемые части древних животных) тетрапода или четвероногого животного, которое обитало около 372 миллионов лет назад на территории современной Республики Коми. Статья об этом опубликована в ведущем научном журнале Nature.

Недостающее звено

По информации института, первые подобные виды произошли от лопастепёрых рыб и представление об их эволюции строилось лишь по отдельным фрагментам скелетов таких животных. Это доказывало существование промежуточных видов между рыбами и земноводными, но не позволяло установить их внешность и образ жизни.

Недавно обнаруженный тетрапод, которого уже окрестили «пармастега», стал той самой недостающей «деталью пазла», которая смогла пролить свет на древнюю жизнь. Эта особь оказалась незначительно моложе тех ископаемых видов, от которых сохранились отдельные косточки.

Специалисты обнаружили и препарировали более ста фрагментов древней пармастеги, от которой могли произойти современные животные и человек. Благодаря изоляции в осадочных породах, скелет отлично сохранился, а его элементы легко стыкуются друг с другом. Всё это дало возможность увидеть, как выглядел один из самых примитивных четвероногих, населявших планету.

Застенчивая улыбка и острые зубы

Специалисты предполагают, что своим внешним видом этот тетрапод был похож на крокодила. Но, в отличие от современной рептилии, его глаза подняты над поверхностью головы, а изгиб пасти напоминал застенчивую улыбку, обнажая оскал острых зубов. О её жизни рассказала боковая линия, доставшаяся от рыб. Этот орган позволял древнему животному улавливать мельчайшие колебания воды. Получается, что тетрапод вёл преимущественно водный образ жизни.

В свою очередь, ярославский художник Михаил Шеханов создал рисунок представителей ископаемого вида древней фауны в предполагаемом месте обитания – тропической лагуне, а также изготовил трёхмерный макет пармастеги в натуральную величину. Эти работы вошли в экспозицию проекта «Тёплое море Тимана» в Ухтинском краеведческом музее.

Планируется, что обнаруженные около Ухты остатки тетрапода останутся на территории региона. Их поместят на хранение в Сыктывкарский музей.

Что сказали в Кирове?

Значение сенсационной находки оценили и в Кирове. Так, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Вятского палеонтологического музея Леонид Кавардаков считает, что обнаружение пармастеги – это возможность для человечества заглянуть с определенной уверенностью дальше в прошлое четвероногих, чем это было возможно до сих пор, а также больше узнать о переходных формах тех времен.

– Интересно, что нашли ее в Коми, относительно недалеко от нас. Ведь одно из наших «котельничских» животных – суминия, живущая примерно 260 миллионов лет назад, считается сейчас древнейшим из найденных древолазающих позвоночных. Получается, что и Кировская область дает важнейшие для палеонтологии находки, позволяющие отследить или подробнее изучить отдельные знаковые переходные моменты, – рассказал «Источнику» собеседник.

Реклама. АО ВкусВилл. ИНН 7734443270. erid: 2SDnjesRQHf