Александр Балыбердин

Руководитель Церковно-исторического центра Вятской епархии, протоирей

На заметку депутатам Городской думы

79

Как это было?

В мае 2012 г. Совет по топонимии при администрации г.Кирова предложил жителям города высказать свое отношение к предложению возвратить исторические названия четырем улицам областного центра: улице Дрелевского – Спасская, улице Энгельса – Преображенская, улице Степана Халтурина – Пятницкая и улице Большевиков – Казанская. Горожане могли высказать свое мнение, направив письма в Совет обычной или электронной почтой, а также проголосовать на официальном интернет-портале городской администрации. Когда пишутся эти строки – прием писем уже прекращен. Горожане свой выбор сделали. Теперь слово за членами Совета и депутатами Городской думы, от решения которых зависит, будут ли возвращены четырем улицам города прежние названия.

Цель этих заметок – напомнить историю и высказаться по сути вопроса. Опыт показывает, что сделать это в открытой дискуссии бывает, порой, невозможно. Так как, едва начавшись, она переходит в жаркий спор, в котором факты и аргументы, увы, еле слышны за потоком громких слов и обидных намеков. Вот несколько примеров из публикации месячной давности, в которой автор решительно выступает против «пустопорожних переименований», называя их «дежурным блюдом», «досужей псевдоинициативой», «антиисторической переименовательской чехардой», «идеологической манипуляцией», «игрой на нервах», которой в «здоровом социуме быть не должно». И это – всего лишь в нескольких строках письма, написанного профессором Вятского гуманитарного университета Элеонорой Головиной («Вятский наблюдатель» от 24 мая 2012 г.). Что говорить о письмах и статьях других, не столь просвещенных авторов?

Но вот что интересно – противники зачастую обвиняют «вятчан» в неуважении к истории и культуре советского прошлого, однако я ни разу не видел на улицах города замазанные кем-то таблички с «советскими» названиями. В то время как многострадальную табличку с названием улицы Пятницкой у церкви Иоанна Предтечи уже не раз срезали ножницами по металлу и замазывали красной краской. В том числе дважды за последний месяц. Вот и судите после этого, кто «раскачивает лодку» и «раскалывает город»?

Конечно, табличку с названием улицы Пятницкой срезала не профессор Головина. И вряд ли уличные хулиганы читали ее пламенные опусы. Важно другое – с какой отзывчивостью некоторые СМИ именно на этот раз, в мае и июне 2012 г., поспешили предоставить свои полосы и сайты для противников переименования. Чтобы понять почему – надо вспомнить историю вопроса.



Впервые вопрос о возвращении исторических названий улицам Казанской (Большевиков), Пятницкой (Ст. Халтурина), Преображенской (Энгельса) и Спасской (Дрелевского) был поднят в феврале 2004 г., когда в Совет по топонимии поступили письма настоятелей Спасского собора, Предтеченской и Преображенской церквей с просьбой возвратить улицам названия, связанные с памятью о Православной Вятке. Для нас, настоятелей, было важно, что столь эту инициативу благословил митрополит Хрисанф. Поддержали его и наши известные земляки – народный певец СССР Александр Ведерников, летчик-космонавт СССР Виктор Савиных, писатель Альберт Лиханов и другие. Однако Совет по топонимии с перевесом в один голос отклонил это предложение, пожелав в преддверии президентских выборов проявить известную осторожность.

Второй раз вопрос был поднят весной 2008 г. по инициативе лауреатов премии «Вятский горожанин». В поддержку этой инициативы было собрано 6,5 тысяч подписей прихожан вятских храмов, папки с которыми были переданы в администрацию г.Кирова. При этом большинство подписей поставили пожилые люди, значительная часть жизни которых прошла в советские годы. Однако, пойдя в преддверии очередных выборов Президента по наезженному пути, оппозиция снова перевела вопрос в политическую плоскость и, обвинив прихожан в «покушении на советское прошлое», провела ряд предвыборных митингов, в том числе у стен Трифонова монастыря. Вопрос был отложен во второй раз.

Важным шагом в изучении этих инициатив стала деятельность в 2009 г. Рабочей группы при губернаторе области по изучению вопроса о возвращении г.Кирову исторического названия. Сегодня противники, как могут, хают эту группу, называя ее членов «ретивыми исполнителями губернаторской мечты о городе Вятке» (Э.Головина. «Вятский наблюдатель» от 8 июня 2012 г.). Но что остается им делать, если именно в результате деятельности этой группы на самом официальном уровне было доказано, что возвращение городу названия Вятка не потребует замены паспортов и документов, а также тех невероятных расходов, о которых без конца на своих митингах твердила оппозиция. Нынешнее изучение вопроса о названиях улиц администрацией г.Кирова только подтвердило эти известные факты.

В 2010 г. вопрос поднимался дважды. Сначала было предложено возвратить улице Дрелевского историческое название Спасская – снова были собраны подписи, в том числе среди жителей этой улицы, организован обмен мнениями на страницах газеты «Вести. Вятка». Затем было предложено возвратить улице Степана Халтурина название Пятницкая, в поддержку которого в Совет по топонимии поступило 1433 обращения, против – 76. Но все опять кануло в Лету.

Все эти инициативы, конечно, можно критиковать. И все же, положа руку на сердце, необходимо признать, что среди горожан, есть люди и их немало, которые на протяжении многих лет последовательно высказывают предложение возвратить улицам города их исторические названия. И власть совершенно справедливо, как и должно быть в демократическом обществе, стремится услышать мнение и аргументы этих людей. При этом она не стремится решить этот, действительно, непростой вопрос столь же хамским и безапелляционным способом, как это было сделано в дни красного террора осенью 1918 г., когда одним росчерком пера был уничтожен весь пласт дореволюционных названий. Власть стремиться услышать не только сторонников, но и противников этой инициативы, стремиться к нормальному гражданскому диалогу. И, если кто-то пытается сегодня этот диалог сорвать и вновь скатиться к митинговым страстям, то вовремя спросить – кому и зачем это выгодно?

Возможно, именно нынешний, уже пятый по счету виток дискуссии вокруг возвращения исторических названий, позволит ответить на этот вопрос.

Почему Баба Яга всегда против?

Кому-то может показаться, что уже много лет эта дискуссия идет по одной и той же наезженной колее. Но достаточно пролистать газеты и блоги последних лет, чтобы убедиться – это не так. У всего есть своя логика развития. У нашей дискуссии тоже. Она неизбежно развивается не только «дальше», но и «выше» (К.С.Льюис. «Последняя битва»). В том числе для того, чтобы на этой новой высоте поставить куда более существенные вопросы и сделать выбор еще более значимым и ответственным.

Так в течение многих лет для значительной части горожан решающими казались вопросы – «сколько все это будет стоить?» или «сколько моего времени и сил займет обмен паспортов и сидение в очередях?». Кто, хотя бы раз пытался получить в наших ЖЭКах справку, поймет эти страхи и не осудит. Особенно, стариков – пожилых, немощных и одиноких. Да и нам, сильным и здоровым, чей день расписан, буквально, по минутам, такого не пожелаешь.

С точки зрения православной антропологии, утверждающей, что у каждого из нас есть тело, душа и дух, это – по большей части, вопросы тела. Тело хочет есть, у него каждая копейка на счету, и потому не хочет тратить «сумасшедшие» деньги на «малопонятную затею с переименованием». Тело устало и потому не хочет сидеть или стоять в очередях, дожидаясь обмена паспортов. И тогда голодное и уставшее тело диктует душе – не надо ничего менять, а всех этих «переименователей» послать куда подальше! Осуждать за это нельзя. Ведь и в церкви – сначала накорми путника и уже потом беседуй с ним о Боге и спасении души.

Противники возвращения исторических названий долго играли на этих вполне понятных страхах горожан. Но когда несколько лет назад власти официально заверили, что в случае возвращения улицам и городу прежних названий горожанам не придется менять документы, а стоимость вопроса равна лишь стоимости новых табличек, которые все равно придется в плановом порядке менять – тогда обнаружилось, что старый трюк не срабатывает. В этой ситуации противники инициативы оказались пред выбором: или выходить на новый уровень ее обсуждения, поднимаясь «все дальше и выше» от телесного «а сколько это будет стоить?» и душевного «а мне и так хорошо!» к духовному осмыслению, действительно, сложной и неоднозначной ситуации в городской среде или … просто призвать горожан «не верить чиновникам» и попытаться изобразить из себя оппозицию.

По какому пути они пошли, показывает статья все той же Э.Головиной в июньском «Наблюдателе», которая во всем обвиняет – догадайтесь с трех раз кого? – конечно, непослушное вятское чиновничество во главе с «всемогущим руководителем пресловутой группы» замгубернатора Александром Галицких, которое вопреки мнению своего «высокого начальника в квадрате Владимира Путина» упорно пытается протащить «затею с переименованием». В конце своей пламенной статьи профессор обещает «продолжение следует», но, скорее всего, и в последующих публикациях мы встретим не глубокие и верные размышления ученого о проблемах вятской топонимики, а все тот же «агитпроп» про плохих чиновников, которые будто бы виноваты во всех наших бедах.

Городским властям, в том числе депутатам, надо понять, что, оседлав этого «конька», «борцы с переименованием» с него не слезут. Уговаривать их бесполезно. Призывать к диалогу тоже. Ждать серьезной научной и духовной оценки последствий «топонимического террора» революционных лет бессмысленно. Никакие исторические, культурные, социально-психологические и, наконец, духовные аргументы в пользу возвращения прежних названий на них не действуют. И, главное, сколько не уступай, не откладывай решение этого вопроса – мил не будешь. Поэтому есть только один способ «снять вопрос об улицах из повестки дня» - возвратить исторические названия нескольким улицам и доказать на этом примере способность властей браться за важные вопросы и решать их к пользе всех горожан.

А Баба Яга из мультфильма, как известно, всегда против. Почему? Потому что она Баба Яга.

«Все дальше и выше»

Между тем, дискуссия вокруг улиц, предложенных городскими властями к обсуждению в мае – июне 2012 г., действительно, является показательной. И не только потому, что три из четырех улиц названы по именам храмов, к которым они вели: Спасская – к Спасскому собору с его главной святыней Нерукотворным образом Христа Спасителя, в честь которого названа главная башня Московского Кремля; Преображенская – к Преображенской церкви девичьего монастыря, известного с 1624 г.; Пятницкая – к уничтоженной в 1930-е годы Пятницкой церкви с древней историей и уникальной шатровой колокольней.

Показателен сам выбор, который предстоит сделать горожанам и депутатам городской думы. Между Преображением на горе Фавор, в котором Христос впервые предстал перед Своими учениками как Бог и Господь, и безбожником Фридрихом Энгельсом, ссылаясь на которого, атеисты громили православные храмы, преследовали священников и прихожан. Между святой мученицей Параскевой Пятницей, отдавшей свою жизнь за Христа, и террористом Степаном Халтуриным, погубившим десятки невинных жизней. Между Христом Спасителем, молившимся на кресте за Своих палачей, и комиссаром Дрылевским, призывавшим крестьян решительнее убивать врагов революции, а, по сути, своих братьев и сестер.

Чтобы мы не говорили, но и Энгельс, и Халтурин, и Дрелевский в решении вопросов общественной жизни делали ставку на насилие. И посеянные ими плоды, действительно, дали страшные всходы в виде кровопролитной гражданской войны, массовых репрессий, уничтожения святынь, составлявших саму душу народа. Именно их действия внесли в жизнь нашего народа то трагическое разделение, которые не преодолено до сих пор. И не будет преодолено, пока мы ходим по улицам, названным именами этих людей.

Кроме того, надо помнить, что в мире были, есть и будут силы, кровно заинтересованные в том, чтобы наш народ был не единым и сильным, а разделенным и озлобленным. Речь не только о некоторых политиках. Но о той духовной силе, которая не терпит имени Бога и святых в названиях городов и улиц, потому что самим смыслом своего существования положила вражду против Него. От которой, перед крещением отрекается будущий христианин: «Отрицавши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» - «Отрицаюся!».

Поэтому на вопрос – кто срезал табличку у Предтечи? – если посмотреть на него «дальше и выше», может быть дан неожиданный, но серьезный ответ. Поэтому выбор, который предстоит сделать не только депутатам, но и всем нам – не только политический, но и духовный. И, если мы христиане не только на словах, то мы знаем, какой выбор сделать.