Руслан Мамедов

Художественный руководитель КЦ«Аполло» при Центре культуры и туризма Кировской области.

Здравствуй, год литературы!

23

Как учитель русского языка и литературы (по первому образованию) не мог не написать этот пост, тем более что эстафета гуманитарных статусов, которыми наделяют каждый год, как бы продолжается: культура, литература, музыка, потом, быть может, живопись, архитектура – не важно, важен тренд. Что он дает на выходе? Да, в общем–то ничего, если судить по году. Мы не станем культурнее, «литературнее» или «музыкальнее» за год. При нашем уровне социальной проблематики и обеднении духа, скорее всего, это некий отвлекающий эффект. Мол, не хлебом единым.

И знаете, соглашусь именно с этой точкой зрения. Противовес в нашей нелегкой жизни должен быть! И как служитель сего неблагодарного труда (есть такая профессия – Родину развлекать) скажу с полной ответственностью – поддерживаю всецело. Вот в следующем году как раз в Доме Витберга готовятся весьма интересные, на мой взгляд, творческие встречи, в основе которых все та же литература, живопись и музыка. Мы бы это делали и без года литературы. У нас, видите ли, миссия такая, тем более что Ахматову, Пушкина и Лермонтова уже читали там. Надеемся, что наши партнеры – филфак ВятГГУ и Вятская гуманитарная гимназия – поддержат. Да и культурологи «политеха» набирают обороты. А идея эта успешно будет реализована при участии «Клуба молодых журналистов», который нам предложил для сотрудничества кировский писатель. Театр на Спасской не останется в стороне, так как уже традиционно его лицо невозможно представить без очень высокого поэтического слова и почтительного отношения к драматургическому материалу в целом. «Галерея Прогресса» я уверен, как всегда, подарит городу яркие события, ну и наши библиотеки, дома–музеи писателей – все подтянутся!

Своеобразным мостиком от года культуры к году литературы был спектакль Чулпан Хаматовой в Кирове, где она читала Цветаеву и Беллу Ахмадулину. Я ходил. Было много интеллигентной публики, скучающих дам среднего возраста, воспитанной молодежи, состоятельных эстэтов и «хипстеров во сне и наяву». Очень много приглашенных, ибо не сборы. Билет недешевый, формат непонятен, материал своеобразен. Не буду описывать это событие, скажу лишь, что организаторы понесли убытки, но не отменили, поступив профессионально и очень благородно. Вятка должна видеть и это. В Москве и Питере на подобные мероприятия не пробиться. Модно, «постмодернистски», местами суицидально, аскетично, мрачно, но луч надежды и свет в конце тоннеля все же проглядывает, причем за счет очень малых изобразительных средств. Актриса демонстрирует внутреннюю энергию и силу слова, помноженную на магию звука (рояль и саксофон) и магию повествования поэтессы о трагических воспоминаниях, о жизни, о творчестве, о музыке и мировосприятии. В одном пространстве и мрак Цветаевой, и солнце Ахмадулиной органично существовали. Да, еще и руки – два крыла, которые Хаматова держала за спиной, стоя ровно час на одном месте и посылая в зал монотонные мантры…

Ну, вот не хотел, но все же описал. Какой вывод напрашивается. Мы можем это делать, по крайней мере, стремиться. Все до нас уже написано. Это был пример эстетики творчества, его самодостаточности, синтеза форм. По сути – музыкально–поэтическая композиция.

Но есть вопрос: есть ли голод, есть ли потребность у публики и у времени к такого рода экспериментам? Поживем – увидим.

Оригинал