Тахир Мамедов

Член ОПРФ

Три причины национальных конфликтов

27

Полтора года назад в Общественной палате уже обсуждались события, свидетельствующие о наличии экстремистских настроений в обществе. Тогда я изложил свое видение корней тех самых волнений, которые происходят на территории нашей страны. Прошло время, но, к сожалению, мало что изменилось в решении этих вопросов, и причины конфликтов остаются те же...

1. Основной причиной обострения проблем на межнациональной и межэтнической почве, на мой взгляд, является отсутствие последовательной государственной политики.

Советского Союза не стало. В стране, где пропаганда была на самом высоком уровне, проблемам религий и национальностей уделялось огромное внимание.

Россия объявила себя демократическим государством, оставив без особого внимания развитие взаимоотношений между множеством наций и народностей, заселяющих страну. Тогда, суверенные государства бывшего Союза, постоянно «экспортирующие» граждан с уже совершенно иной идеологий и ценностями в Россию, начали экспансию в экономически более развитую Россию, не редко посягая при этом на ценности коренных жителей страны. И это не могло пройти незаметно.

Вопиющей несправедливостью и недальновидностью властей было и выстраивание «общественного договора» с национальными республиками новой России по формуле «всяческие свободы взамен стабильности». Вот и получилось так, что стили управления в нашем вроде бы федеративном государстве, в корне различаются, в зависимости от того, какой нацией преимущественной заселен регион. Все меньше и меньше россиян считают, что Чечня, Ингушетия, Адыгея и пр. – это российские регионы.

2. Взаимоотношения с национальными общинами в России заслуживают отдельного внимания. Ни для кого не секрет, что в европейских государствах разрабатываются целые программы взаимодействия с национальными общинами. Более того, государство выделяет средства на их поддержание и проводит комплекс мер с этническими группами. В основном, эти мероприятия нацелены на проблемы ассимиляции представителей различных национальностей и культур в местный «национальный ландшафт», привлечение потенциала приезжих для разрешения отдельных проблем среды обитания. Не говоря о том, что эти меры направлены на минимизацию возможного «вклада» в расшатывание стабильности страны, куда приезжают представители различных народов и национальностей.

Что же происходит в России с общинами? Все мало-мальски организованные сообщества в России, либо по национальным, либо по религиозным, либо по иным принципам, обслуживают только собственные, узкие интересы. В основном по бизнесу, ну и другие попутно. Получаются этакие государства в государстве, живущие по своим законам, разделяющие сферы влияния. С государственными институтами они имеют отношения, постольку, поскольку «их пути пересекаются» и они готовы откупиться от готовых брать взятки чиновников, которые закрывают глаза на всякого рода их «шалости», а иногда и оказывают услуги этим общинам, становясь для них «крышой».

Уверен, что общины должны и могли бы сыграть огромную роль в профилактике проявлений любого рода экстремизма, в том числе национального и религиозного. Тут нужна целенаправленная работа, нацеленная на оптимальное взаимодействие власти и общин, во благо той территории, на которой живут и развиваются представители наций и народностей, которые приезжают за лучшей долей для себя и своей семьи.

3. Еще одним, не менее важным инструментом воздействия на умы является религия. Как известно, Россия светское государство. Но, не нужно лукавить, говоря о том, что религия не имеет влияния на процессы, происходящие в государстве Российском. Когда мы видим первых лиц государства и регионов во время служб среди прихожан, верующих, роль религии приобретает особое значение.

Уверен, что государство обязано использовать религию и религиозные ценности для обслуживания важнейших государственных интересов, путем установления взаимодействия между властью и представителями всех конфессий.

Каким образом? Во главе религиозных общин, кафедр и пр. должны стоять патриоты, люди, которым общие цели России не пустые слова. Которые понимают экономические, социальные и иные интересы своей территории, инструментами духовного воздействия привлекают своих сторонников для разрешения этих задач. То есть, ценности духовные на благо всего государства, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Ведь не редки случаи, когда главными религиозными деятелями в регионах являются люди, далеко не являющиеся примером служения государству и своей земле, а те, которые решают свои мелкие (а иногда весьма не мелкие) коммерческие проблемы.

Следует отметить, что вмешательство государства в дела духовные и межнациональные всегда весьма болезненно воспринимается представителями тех самых конфессий и национальностей. Но тут речь не идет о прямом вмешательстве, а в выработке официальной позиции, доведенной до всех, суть которой заключается в поддержке именно тех религиозных направлений, деятельность которых нацелена на общенациональные интересы российского народа.

Но нельзя ни в коем случае закрывать глаза на процессы самоорганизации и саморегулирования наций на базе экстремистских настроений и ценностей. Если государству не взять в собственные руки управления этими тенденциями и не повернуть развитие процессов в сторону национальных (государственных) интересов, то современная молодежь, не получающая в современной школе особых устойчивых этических ценностей, превратиться в руках идеологов экстремизма инструментом для манипуляций и получим необратимый процесс разложения Российского государства.

Оригинал