Владимир Якунин

Президент ОАО «РЖД».

Восстановление движения электричек

15

На этой неделе получила острое развитие давно обсуждаемая и в обществе, и на уровне правительства тема пригородного ж/д сообщения. Президент России Владимир Владимирович Путин жестко раскритиковал ответственных за сложившуюся ситуацию и потребовал от правительства немедленно восстановить движение электричек в тех регионах, где они были отменены, потому что это затрагивает интересы большого числа людей. Хорошо известно, какие огромные усилия для решения назревшей проблемы предпринимались и нами, и Минтрансом, и вице-премьером Дворковичем Аркадием Владимировичем, курирующим данное направление. Неоднократно проводились селекторные совещания с участием губернаторов, вопрос рассматривался на заседаниях правительства под руководством Председателя Дмитрия Анатольевича Медведева.

Позиция РЖД по этому вопросу всегда была однозначной: электрички – неотъемлемая часть социальной инфраструктуры, и хотя с учетом принятой финансовой модели они убыточны, стабильное функционирование данного сегмента обеспечивается за счет государственных субсидий. Так устроено в большинстве стран, потому что пассажирские перевозки в пригороде убыточны везде. В этом нет ничего ненормального. Федеральная и региональная поддержка нерентабельных, но социально значимых пассажирских сообщений – общепринятая практика. Все это вполне достижимо и у нас, тем более что законодательные и иные нормативные основания для этого есть. Мы пытались делать все возможное, чтобы поддержать сохранение электричек на всех маршрутах, но проблема из года в год обострялась, а урегулировать ситуацию с убыточностью пригородных операторов – не в компетенции РЖД, вопрос должен решаться на другом уровне.

К сожалению, финансовая модель, заложенная в основу функционирования пригородного комплекса, на которой в свое время настаивали правительственные чиновники, оказалась несостоятельной. Мы об этом говорили, как и о том, что ОАО «РЖД» будучи коммерческой компанией не может и не должно оплачивать государственные социальные обязательства. Думаю, что вмешательство Президента, наконец, поставит жирную точку на неопределенности и бесконечных дискуссиях о том, нужен или не нужен стране пригородный ж/д транспорт и за счет каких источников финансирования он сможет нормально развиваться.

Железнодорожники, со своей стороны, начали восстанавливать движение «немедленно, не дожидаясь формальных решений», как того потребовал Президент. И я уверен, что мы получим соответствующие финансовые гарантии по системному решению проблемы. Такое поручение также прозвучало из уст Президента. Это как раз тот случай, когда государственно-частное партнерство позволит решить важную общественную задачу.

Оригинал