Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

О зыбкой связи патриотизма с частым пением гимна

23

В педагогике, как известно, разбираются все. Вот и калужский губернатор Артамонов решил подсобить школам в трудном деле воспитания подрастающего поколения. По его инициативе с 1 сентября 2015г. школьники Калуги будут исполнять гимн России каждый день перед началом уроков. Предполагается, что таким образом будут повышены их патриотические чувства. Приказ регионального ведомства уже издан, обсуждается вопрос о включении нововведения в расписание. Минобрнауки одобрило идею калужского правительства, назвав её позитивной. Выразил поддержку также заместитель председателя комитета ГД по образованию Бурматов, предположив, что инициатива будет встречена в школах с удовольствием.

Новость вызвала широкий общественный резонанс, многие отнеслись к ней как к очередной дурости. Я не буду столь категоричен. Запрос на патриотизм в сердцах части современного юношества действительно существует. Думающая молодёжь нуждается в образцах великого и бессмертного, она ищет в прошлом примеры, достойные подражания. Ребята выпускного класса нашей школы, например, в этом году по собственному почину разработали проект «Россия – великая наша держава», посвятив его предстоящему юбилею Победы. Они включили в него просмотр отечественных кинолент, конкурс патриотической песни, радиопередачи о днях воинской славы страны и др. Среди предложений прозвучало и регулярное открытие учебного дня гимном – прозвучало искренне, в прекрасном порыве, с желанием высказать «люблю» своему Отечеству. Однако мы договорились, что символы не должны затаскиваться, торжественное не следует использовать всуе. Надо признаться, было приятно видеть такое самостоятельное движение старшеклассников, с внутренней тягой к отечественной истории, с ощущением сопричастности к успехам и проблемам нашей современной державы.

Мне вспомнилось собственное детство, в котором я, будучи страстным спортивным болельщиком, просил родителей вставать перед экраном телевизора и стоя слушать музыку Александрова, когда советские атлеты выигрывали международные баталии. С забытой радостью вспомнилось вдохновение тимуровских отрядов, комсомольских ячеек в общественно-полезных делах. Вспомнилась студенческая юность во времена развала СССР, когда главным хитом вечеринок вдруг стал «Союз нерушимый республик свободных…». Встав в круг, положив руки на плечи друг другу, студенты дружно пели, и у них дух захватывало от осознания значимости объединяющего ритуала. Да, впрочем, это так естественно – любить свою Родину.

Только губернатор Артамонов, видимо, так не считает. Тысячи калужских педагогов не могли додуматься до мысли, повергнувшей в шок интернет-аудиторию, а он, видите ли, изрёк новое слово в практике воспитания. Решил вбить в юные головы любовь к родной стране ежедневным пением гимнических куплетов. И как тут не вспомнить классиков. Классик литературы, незаменимый наш на вечные времена Салтыков-Щедрин, однажды произнёс замечательную фразу: «Напирают на патриотизм? Значит, снова проворовались!». Уж очень любят высокопоставленные чиновники уходить от неприятных разговоров о социальном расслоении, необоснованных бюджетных тратах, кумовстве при делёжке финансового пирога в сторону усиления воспитательных мероприятий. Классик педагогики, знаменитый Януш Корчак, говорил: «Всё, что достигается дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно». Чем опровергнет его Калуга, создавая школьные хоры, спросонья выдающие патриотические рулады? Как поступит с опаздывающими и прогульщиками, заставит ли петь вторую смену? На самом ли деле ни у кого там нет сомнений, что данное благое намерение вызовет, как бывает в случае со всем чрезмерным, обратный результат? Сколько раз уже жизнь доказывала, что командование в образовании всегда неэффективно. Сколько раз уже учёные взывали: «Воспитательные мероприятия должны планироваться и осуществляться школами самостоятельно, ибо только школа обладает необходимыми признаками воспитательной системы». Но нет, проходит немного времени, и снова возникает правительствующий «пророк», убеждённый, что кроме него никто ничего не может и не понимает.

Родители и учителя, взрослые, воспитывают детей, прежде всего, собственным примером. Можно согласиться с мнением губернатора Артамонова, заметившего, как грустно выглядят наши спортивные сборные, игроки которых либо не знают, либо не хотят исполнять гимн. Подобная картина, можно его дополнить, наблюдается и по другим торжественным случаям. Достаточно вспомнить инаугурацию президента, когда гимн не пел практически никто – ни депутаты, ни министры, ни губернаторы. Прояви тогда Артамонов присущую ему инициативу, и не нужен бы был этот нашумевший приказ, который сегодня воспринимается не иначе, как если бы президент поручил самому губернатору в начале каждого рабочего дня отплясывать «Яблочко» - в этом танце также есть что-то народное, патриотичное и даже что-то, отдалённо напоминающее нормативы ГТО.

И ещё один момент. Гимн, герб, флаг – это всё, конечно, здорово, важно и нужно. Однако не стоит забывать, что наши предки создали уникальную коллекцию пословиц и поговорок. Пусть не грамотен был русский мужик, но мудр и лаконичен: «Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет». И был Александр II – тот самый император, что отменил крепостное право и рекрутчину, основал земства и суды присяжных. Так вот он завещал, что Россия должна быть сильна не одной лишь армией, а в первую очередь – благосостоянием народа. Вся соль в этом. Трудись, губернатор, на благо граждан, создавай условия для обеспечения их работой с достойным заработком, доступным соцкультбытом, возможностями семейного отдыха. И их дети запоют гимн. Сами. А это результат куда более серьёзный, чем ежедневная повинность по разнарядке.

Оригинал