Николай Плюснин

Управляющий партнёр «Кировской цифровой типографии»

Тряпка как символ

36

Вы видели как моют полы в голливудских фильмах? Главный герой берет в руки тряпку и начинает мыть пол в квартире, протирать плинтус, пороги и ступеньки. Видели? Мне не удалось вспомнить ни одного фильма. А как моют тротуары? Видели, конечно. В кино показывают обычно владельца небольшого кафе, который моет шампунем тротуар утром, до открытия кафе. Помните, в первый раз даже в кино это смотрелось дико, потом начинаешь смотреть на это с позиции «тут так принято». Хуже, когда видишь этот процесс в жизни. Не важно, где: в Риге, Праге, Иерусалиме. Они реально моют тротуары. С шампунем. Да так, что грязи на улице совсем не остается.

Или окна. Вот их постоянно моют в кино. Изнутри и снаружи. В жилых домах, гостиницах, офисных центрах. Сколько героев боевиков спаслось благодаря тележке для мойки окон! Они прыгают в тележку и – в последний момент! – уходят от плохих парней.

Иногда домохозяйки пылесосят и вытирают пыль специальной пушистой щеточкой. Но пол не моют! При этом никто и никогда не снимает обувь при входе в дом. Прямо так, в уличных ботинках ходят по дому, и дома не видно грязи. Это в любом кино, даже в картинах братьев Родригесов (где едят в постели и кровь льется рекой).

Одно из самых сильных впечатлений от Запада у всех – чистая обувь к концу дня. Весь день на улице, а пыли на ботинках не видно. Можно пройти в квартиру в ботинках, спокойно встать на ковер и положить ноги на столик у дивана.

Советское и российское кино можно поделить на две части: где полы не моют и где моют. Современные сериалы «о гламурной жизни» вообще не знают, что такое влажная приборка. Красивая картинка офисов, брендов, светских разговоров и душевных терзаний не омрачается примитивными действиями размазывания воды по половицам. Мытьем полов в общепите (офисе) героиня сериала займется, только если это третья работа, необходимая для лечения близкого родственника. Неважно, что макияж у героини будет свежий, а тряпка впервые окунется в воду в момент съемки.

Боязнь показать наведение дома приборки вряд ли дань лучшим мировым стандартам. Скорее, это страх. Как только в нашем кино появляется тряпка, так сразу теряется смысл жизни. С этого момента ясно, что фильм – жестокая драма. Без надежды на лучик света, без шанса на любовь, с расставанием со всем дорогим в жизни, драма, в которой весь мир повернулся к герою затылком. Бытовуха, убившая мир.

В старину домашний мусор имел магическую силу. Запрещалось выносить сор из избы, предписывалось на пороге «отряхнуть прах с ног». Сегодня вынос мусора перестал быть секретом. Сегодня секрет – наведение порядка в доме. Олигарх, занятый приборкой, автоматически опускается в социальном статусе до уровня домработницы. Обычный человек теряет шанс стать кем-то значимым.

Занавес. Все из-за тряпки.

Оригинал