Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

Кому помешали летние каникулы?

29

Минобрнауки озвучил инициативу сокращения летних каникул школьников. Якобы в министерство образования поступают многочисленные обращения от родителей со всей страны, и взрослые жалуются, что их дети за три месяца забывают все, что проходили в учебном году.

Мне показалось странным обилие таких родительских обращений, тем более в наши дни. Во-первых, за многие годы работы в системе образования с подобной постановкой вопроса сталкиваться ни разу не приходилось. Во-вторых, проводимые в школе исследования показывают, что многие дети испытывают крайний дефицит общения с родителями, особенно отцами, занятых проблемой материального обеспечения собственных семей. А период летних отпусков по традиции является временем общих семейных проектов. В-третьих, уже притчей во языцех стали разговоры о перегрузках, испытываемых учащимися школ. Правда, министр Д.Ливанов подсчитал, что российские школьники за весь период обучения проводят на уроках на 15-30% времени меньше, чем их сверстники в развитых странах. Почему бы тогда не увеличить нормативные сроки освоения школьной программы, как во многих из этих стран, до 12-ти лет?

Больше же всего насторожило совпадение инициативы с резким сокращением финансирования программ, направленных на организацию летнего отдыха и занятости детей и подростков. Так в Кировской области в 2015 году на эти цели планируется выделение практически вдвое меньше средств, чем раньше.

Чиновники сетуют, что все лето дети бездельничают, и задумываются о продлении учебного года, но отказываются перенять советский опыт, позволявший сделать летние каникулы школьников насыщенными и полезными. В Советском Союзе летом проводилась так называемая трудовая четверть. Старшеклассники осваивали рабочие профессии, проходя практику на заводах и сельскохозяйственных предприятиях. Приносили домой свой первый заработок. Осознавали цену созидательного труда. Воспитанники младших классов в массовом порядке отдыхали в загородных лагерях, набираясь сил и здоровья, учась товариществу и дружбе. Был бы кто против, предложи государство продление учебного года, например, с таким содержанием: доступные лагерные смены, в том числе профильные для изучения предметов, с преобладанием игровых форм занятий, их сочетанием с активным отдыхом, общественно-полезным трудом? Я обеими руками – за!

Однако даже вместо худо-бедно существовавших, совершенно недостаточных, детей хотят заставить и летом сидеть за партой. Между тем медики давно бьют тревогу, что за время обучения в школе дети теряют здоровье. В разы увеличивается количество больных сколиозом, миопией, болезнями нервной системы и пищеварительного тракта. Учитывая этот аспект, озвученная идея вовсе напоминает вредительство.

Есть ещё одна сторона проблемы. Оптимизаторы ведь наличествовали в любую эпоху. В сталинщину родилось предложение сэкономить на школе за счёт отмены летних каникул и переноса их на зимний период. Это позволяло значительно сократить затраты на энергопотребление (удивительно, что ещё никто из современных реформаторов не стряхнул пыль с данного рационализаторского замысла). Говорят, что вождь остановил ретивых бюрократов фразой: «Учитель должен отдыхать летом».

Безусловно, сегодня, в отличие от Сталина и его поры, учительские заботы мало кого волнуют. И всё же следует понимать - нынешняя реальность такова, что удлинённый педагогический отпуск использовать попросту некогда. Учитель до того загружен документацией и дополнительными обязанностями, от ремонта кабинета до дежурства на пришкольном участке, он к 1 сентября должен подготовить фолианты рабочих программ, так что продление учебного года фактически приведёт к ликвидации одной из последних привлекательных черт нашей профессии – большого летнего отпуска.

Порадовало одно. В Минобрнауки заявили, что окончательное решение будет принято только после консультаций с педагогическим сообществом. Мы уже как-то забыли об этом. И раз наверху вспомнили о практике консультаций, может быть, смогут прислушаться.

Оригинал