Олег Прохоренко

Начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс»

Домашнее фуфло

31

Братья-режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков вознамерились создать российскую альтернативу “МакДоналдсу” и прочему западному фастфуду, развив сеть под названием “Едим дома!” на территорию всей страны. Как сообщает газета “КоммерсантЪ”, соответствующий бренд уже даже зарегистрирован супругой Кончаловского телеведущей Юлией Высоцкой.

Правда, по информации газеты, режиссерам-коммерсантам не хватает для развития идеи самого малого - 971,8 млн рублей. В письме к руководству страны режиссеры обещают окупить эти затраты за 4,8 года.
Мне хочется верить, что правительство все-таки не утратило связь с реальностью и не поведется на абсурдные идеи даже всемирно известных кинодеятелей.

Нет, развить за государственные бабки сеть по стране, конечно, можно. И даже отбить деньги через 4,8 года. Только вот МакДоналдсу, SubWay, KFC и прочим от этого будет ни горячо, ни холодно. Поскольку российский рынок для них вовсе не основной. И для глобальной компании появление локального конкурента вряд ли представляет сколь-нибудь значимую угрозу. А вот “Едим дома!” вряд ли претендует на роль мировой сети здорового питания. По крайней мере, авторы идеи об этом не упоминают. Я уж не говорю о том, что давать государственные деньги на проекты в сфере общепита, значит, рушить здоровую конкуренцию, в которой существуют другие российские рестораторы.

Да и вообще, идея импортозамещения - в том смысле, который мы в нее вкладываем, - порочна и тупикова. Почему? Все очень просто. Слышали ли вы хоть раз о программе импортозамещения в Китае? Нет. А почему? Да потому что Китай не настроен только на свой внутренний рынок. Сила его развивающейся экономики в ее глобальности. В том, что даже какая-нибудь полуподпольная конторка по производству шурупов ищет сбыт не в Китае, а за его пределами.

Мы же со своей идеей “закрытости” и импортозамещения - дословно - отказа от продукции стран, объявивших нам санкции, - напрочь забываем о расширении собственных рынков сбыта и экспансии в другие страны.
Нацеленность же на внутренний рынок, как мне кажется, может повторить для нас сценарий Советского Союза, где производилось все - от булавки до космического корабля. Но при этом предметы ширпотреба - обувь, одежду, косметику, бытовую технику и автомобили - в отсутствии мировой конкуренции мы делали все-таки довольно скверно. И открытый рынок сразу расставил акценты, чьи товары лучше.

Может быть, лучше не пытаться изобретать велосипед, то есть “Едим дома!”, а дать возможность продвигать за рубеж те продукты и услуги, в которых мы обречены на успех?

Оригинал