Владимир Якунин

Президент ОАО «РЖД».

Встреча с парламентариями

24

На днях мы провели День железных дорог России для представителей Государственной Думы и Совета Федерации, пригласили их в наш Музей железнодорожного транспорта на Рижском вокзале. Место это, можно сказать, намоленное: там проходит много различных отраслевых мероприятий, развернута впечатляющая выставочная экспозиция ко Дню Победы, так что есть что показать гостям. Совместно мы почтили память героев-железнодорожников, погибших в годы Великой Отечественной войны, а затем провели совещание, где обсудили насущные вопросы железнодорожного транспорта. В работе совещания приняли участие заместитель руководителя Государственной Думы Сергей Владимирович Железняк, лидер фракции ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский, заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Владимирович Шатиров, председатели профильных комитетов.

Разговор, на мой взгляд, получился конструктивным, тем более что мы не первый раз встречаемся в таком формате. Парламентарии являются очень заинтересованной аудиторией в вопросах развития ж/д транспорта как системообразующей отрасли для страны, поэтому это всегда хорошая возможность напрямую доложить им об итогах и перспективах работы компании, поделиться проблемами, в решении которых мы рассчитываем найти поддержку. А проблем у нас немало: и системных, и текущих, учитывая приличное падение погрузки и пассажирооборота по сравнению с докризисным периодом, и мы, будучи реалистами, понимаем, что негативные тенденции в ближайшей перспективе будут только нарастать. РЖД уже второй год живут в режиме жёсткой экономии. Мы провели в компании несколько раундов оптимизации расходов, довольно болезненной и сложной, что, в свою очередь, позволило получить снижение транспортной составляющей по ряду важнейших для экономики страны грузов (углю – на 6,9%, круглому лесу – на 7,7%, зерну – на 4,7%). При этом большинство компаний, поставляющих продукцию для нужд РЖД, заявили о повышении цен, по ряду позиций весьма существенном. Тот рост, который нам озвучивают – до 60 и более процентов, мы компенсировать не сможем, и, с нашей точки зрения, он совершенно не обоснован, учитывая, что все это производится российскими компаниями на территории РФ, а ценник задирают, как на западных рынках. В условиях такого ценового давления железнодорожникам приходиться ужиматься до предела, чтобы выполнять контрольные показатели по сокращению издержек, установленные правительством. В этой связи я обратился к парламентариям с просьбой повлиять на ценовую политику наших поставщиков, и они пообещали меня в этом деле поддержать. Еще один резерв, который можно задействовать – и он находится в зоне компетенции законодателей – освобождение убыточных направлений ж/д транспорта от ряда налогов. Первый шаг в этом направлении уже сделан – введение нулевого НДС и льготного тарифа на инфраструктуру (0,01% от общего тарифа) для пригородных компаний позволило временно стабилизировать ситуацию в пригороде. Эти решения действуют до конца 2015 года, но было бы целесообразно сделать их постоянными и, самое главное, ускорить принятие закона о регулярном пассажирском сообщении в РФ, который наконец определит взаимоотношения, в том числе финансовые, всех участников процесса и снимет проблему на системном уровне.

Одной из важнейших целей встречи было еще раз обратить внимание представителей законодательной власти на тот факт, что ВВП страны формируется не в банковском или финансовом секторе, а в реальных отраслях экономики (РЖД, например, обеспечивает более 1,5% вклада в ВВП России, 3% инвестиций в основной капитал и более 1% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней), а инвестиции в ж/д инфраструктуру, особенно в периоды кризиса, являются стимулятором для роста экономики. Известно, что синергетический эффект от таких вложений дает коэффициент прироста 1,46 на каждый рубль, а с эффектом агломерации он достигает 3,7. В ряде стран, где это понимают, идут по пути не сокращения инвестиций, а их увеличения. Привёл в пример Китай, который реализует поистине масштабную программу железнодорожного строительства, включающую, в том числе, строительство 16(!) тыс. км высокоскоростных магистралей. Когда грянул кризис, китайцы посовещались и увеличили инвестиции в ж/д инфраструктуру еще на 20% – со 100 до 120 млрд. долларов. Нам тоже следует мыслить в этой логике. Важнейший проект, который поможет вытянуть нашу экономику из рецессии – строительство ВСМ Москва–Казань, в зоне тяготения которой проживает 25 млн. человек. Это высокотехнологичный транспорт, который простимулирует развитие новых производств и создание 370 тыс. рабочих мест. Проект затратный (его стоимость оценивается в 1 трлн. рублей), но согласно расчетам уже за первые 12 лет работы он обеспечит прирост ВВП на 11,7 трлн. рублей, треть из этой суммы пойдет в казну в качестве налоговых поступлений. Развитие ВСД в стране горячо поддержал в своем выступлении Владимир Вольфович Жириновский, лидер фракции ЛДПР, который высказался также за строительство высокоскоростных магистралей в южном направлении.

На совещании обсуждались и другие стратегические проекты РЖД: развитие БАМа, Северного широтного хода, ж/д подходов к ключевым портам. Все они имеют принципиальное значение для страны и с точки зрения переадресации грузопотоков, и с точки зрения преодоления кризисных явлений в экономике страны. Я проинформировал членов ГД и СФ о деятельности РЖД по импортозамещению. Производственная кооперация РЖД охватывает предприятия 19-ти отраслей промышленности, которые благодаря нашим заказам развивают производство и создают новые образцы продукции. Базовым принципом компании было и остается «покупаем своё», в том числе за счёт локализации на территории России до 80% технологий, продукции и комплектующих, которые приобретаются у зарубежных компаний. Это обязательное условие всех наших контрактов.

В целом впечатления от встречи – позитивные: она получилась предметной, а главное – результативной. Мы с парламентариями договорились совместно действовать и ускорить принятие нормативных актов, имеющих принципиальное значение для функционирования железнодорожной отрасли. Один из выступавших назвал РЖД квалифицированным партнером парламента, что, на мой взгляд, вполне адекватно отражает текущий уровень нашего взаимодействия с законодателями.

Оригинал