Павел Дорофеев

Павел Дорофеев

Большой бизнес уходит из России?

36

С некоторых пор в России 26 мая отмечается, как День предпринимательства. В этот день, как водится, проходит множество совещаний, круглых столов, встреч, где предприниматели, общественники, представители власти обсуждают проблемы бизнеса и пути их решения. В регионах объявляют года предпринимательства.

Но, как бизнесмен со стажем, скажу, что, как правило, ничем конкретным это не заканчивается. Встречаются – обсуждают, но проблемы так и остаются проблемами и не меняются год от года. Разве, что новые добавляются.

Одной из таких новых проблем для нас стал уход с рынка крупных игроков, особенно иностранных компаний, имеющих производство в России: Coca-Cola и Pepsi, Danone, General Motors, Ford, Volvo и других.

Теперь подробнее. Coca-Cola закрыла завод в Нижнем Новгороде, сославшись на устаревшие производственные линии и решила сконцентрироваться на производстве в Самаре, Орле, Истре, Москве и Ростове. Сокращено более 200 человек. С июня 2015-го будет законсервирован завод PepsiCo в подмосковном Раменском (работает более 400 человек, все они под угрозой увольнения).

В прошлом году в России закрылись три завода компании Danone (бренды «Активиа», «Actimel», «Растишка», «Даниссимо», «Простоквашино», «Биобаланс») и в случае ухудшения экономической обстановки, руководство не исключает дальнейшее сокращение производства. Это порядка еще 1000, уволенных в никуда, человек.

Закрылись два завода – в Красноярске и Челябинске – компании Carlsberg, а шесть тысяч сотрудников оказались без работы.

Свернул производство автомобильный гигант General Motors (выпускал Опель и Шевроле), сохранив лишь совместное с АвтоВАЗом предприятие и сектор продаж автомобилей премиум-класса. Сокращено около 1500 человек.

По этому пути пошли и отечественные предприятия. В европейской части России закрыты заводы нашего алюминиевого гиганта – «Русала».

На днях стало известно о сворачивании производства компанией Johnson Controls, которая выпускает автокомплектующие. Это стало следствием ухода с российского рынка компании General Motors и Ford. Под угрозой увольнения чуть больше 150 человек.

Решение о сокращении числа сотрудников из-за остановки производства приняла и компания Volvo.

Компания Volkswagen пока еще не сокращает сотрудников и не закрывает заводы, но уже перешла на укороченную рабочую неделю. Приостановили производство автомобилей компании Пежо и Митсубиси.

С простоями работают компании MAN и Scania. И кстати, сокращение работы этих компаний сразу же ударило по выпуску грузовых автомобилей. Оно к апрелю сократилось почти на четверть.

А Калужская область, где расположилась большая часть этих автопредприятий, сегодня – один из лидеров по уровню безработицы.

Я уже не говорю об уходе с российского рынка компаний по выпуску одежды, электроники и т.д.

Кто-то скажет, ну и пускай закрывают, пускай иностранные компании уходят с рынка, у нас и свои производители есть. Во-первых, сокращение производства – это сокращение персонала, и как следствие безработица. На сегодняшний день или уволены или находятся под угрозой увольнения (только по тем компаниям, что я перечислил) более десяти тысяч человек.

Посмотрел цифры по нашему региону – почти 2500 уволенных, еще 5 000 – под угрозой увольнения и по большей части это работники крупных предприятий и заводов в Кирове и области.

И для них еще федеральные власти предлагают ввести налог и исправительные работы за тунеядство? Очень смахивает на фарс.

Во-вторых, прежде чем вытеснять с рынка производителей, нужно дать нашим, отечественным возможность для развития. А то мы и свое не развиваем и иностранным - не даем. Получается, как с той же оптимизацией (писал в предыдущем посте) – начали, как водится, с конца. Это оборачивается падением производства. И если до середины 2014 года была динамика роста, то после – спад почти на 5%. Цифра, вроде бы небольшая, но за ней, как мы видим – тысячи уволенных. Конечно, запас финансовой прочности у крупных компаний больше, они дольше держаться на плаву, пусть и в кризис, но зато и масштабы от их падения намного больше.

И если крупные предприятия могут позволить себе свернуть или законсервировать на некоторое время производство и переждать тяжелые времена, то малый бизнес намного уязвимее. Но даже при тех преимуществах, которые сегодня все-таки есть у холдингов и корпораций, считаю, что им необходимо предоставить льготы по налогу на прибыль при открытии новых производств, чтобы простимулировать этот процесс.

А российским гражданам, решившим организовать собственное производство в рамках программы импортозамещения, должны быть обеспечены государственные гарантии. В противном случае ни один здравомыслящий бизнесмен не будет в это вкладываться.

Оригинал