Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

В школы следует вернуть политинформации

105
Ректор МГИМО, академик Роcсийской академии наук (РАН) Анатолий Торкунов в интервью «Российской газете» высказал мнение о том, что учителя истории должны разъяснять школьникам политические новости. Полностью поддерживаю эту идею, основываясь вот на чём. 
Когда я был школьником, а это были годы перестройки, у нас в учебном заведении практиковали еженедельные «политинформации», которые к классному часу по очереди готовили ученики класса. Мне очень нравились эти творческие задания, ведь можно было использовать материал газет, журналов – в то время родители выписывали более 30 наименований периодических изданий, радио («Маяк» тогда я обожал), телепередач.
И так как приходилось выступать перед аудиторией, то к делу нужно было относиться серьёзно: вдумываться в новости и репортажи, анализировать, сопоставлять, обобщать информацию, разбираться в непонятных темах, узнавать новые термины и т.п. По себе и своим однокашникам замечал, что выполнение таких заданий приносит много для личностного роста: расширение кругозора; умение обрабатывать тексты и иные источники информации, выделяя главное, критически переосмысливая разные мнения; приобретение навыков публичного выступления с самостоятельно отобранным содержанием так, чтобы оно было интересным и познавательным для слушателей.
Особое удовольствие доставляли вопросы ребят, возможность обсудить доклад, поспорить. Мудрые учителя вмешивались в разговор в разумных пределах, порою высказывая и аргументируя собственную точку зрения, но не подавляя ростки юношеского самолюбия. Я был не самым прилежным учеником, но спустя многие годы те беседы и дискуссии по животрепещущим проблемам региона, страны и всего мира отложились в памяти приятным воспоминанием. 
В наше время информационного изобилия, бескрайних океанов информационного мусора, а то и откровенного вранья подросткам очень трудно выбрать верные ориентиры. Нередко юные головы забиты грудами малополезных и ненужных фактов, всякого рода хламом, стереотипами, суевериями, антинаучными сведениями и одновременно не содержат элементарных знаний, отличающих культурного человека от дикаря. С пониманием же политической жизни у большинства школьников вообще «полная труба». С одной стороны, аполитичность навязывается как мода, гарантирующая безопасную отстранённость от сферы, сопряжённую с многочисленными конфликтами.
Однако мы должны осознавать, что в целом подобный подход для нашего гражданского общества чреват дурными последствиями. Именно молодёжь, незнакомая с азами политологии, не владеющая минимальным набором умений в политической сфере, может стать объектом манипуляций, нечистоплотных игр, экстремистов. 
Роль учителя, естественно, не будет ролью «промывателя мозгов». Мнение подготовленного взрослого человека окажет на детей весомое воздействие, но старшеклассники достаточно развиты, чтобы, в конечном итоге, формулировать самостоятельные выводы. А.Торкунов предлагает проводить своеобразные мини-лекции, но оговаривается, что формат уроков должна определять школа. Думаю, что сочетание разъяснений учителя с вариантом подготовки политинформаций самими учащимися, использование деятельностного подхода, приобщит юное поколение к политической сфере. Пусть говорят, что политика – дело грязное, но при осмысленном участии граждан она становится явно чище. Чем шире такое участие – тем чище политика.