Михаил Курашин

Вице-спикер Заксобрания Кировской области

Муниципалоориентированный бюджет

142
На предстоящем пленарном заседании будем принимать бюджет области на следующий год. И хотя планируется, что 29-ого октября мы примем его лишь в первом чтении, фактически утвердив лишь ключевые показатели по доходам-расходам-дефициты, а основные прения будут между 1-ым и 2-ым чтениями, т.е. в ноябре, выскажу кое-какие мысли.
Главная мысль будущего бюджета, по моему мнению, должна крыться в ответе на вопрос: кто больше всего пострадал и будет страдать в условиях "нулевой" экономики и при нерегулируемом росте цен (несмотря на попытки федералов убеждать нас, что "дно кризиса достигнуто", мы то понимаем, что это не так). 
Понятно, что в первую очередь на ум приходят разные социальные категории - пенсионеры, инвалиды, многодетные, малообеспеченные и т.д.. Но думаю, что есть еще один критерий оценки нуждаемости - территория проживания. 
Сегодня наша область состоит фактически из 2 более-менее благоприятных муниципальных образований (гг. Киров и Кирово-Чепецк) и 43 несовсем комфортных (включая и Вятские Поляны, и Слободской, и Яранск). Кто-то возразит, что в городах сложнее, что цены выше, расходы больше и т.д. Отчасти соглашусь, но те, кто проживает в сельских районах имеют еще меньше, а платят порой еще и больше.
И если городам можно рассчитывать на помощь как минимум двух бюджетов (областной + муниципальный для Кирова и областной + Уралхим для Кирово-Чепецка), то в остальных рассчитывать практически не на кого.
В этой связи мне кажется было бы важным соориентировать расходную часть нашего бюджета именно на муниципальный уровень. Конечно, есть то, что нужно "построить" в Кирове, "отремонтировать" в Кирово-Чепецке, но все равно нужно обратить внимание на помощь муниципалам.
Однако, и здесь нельзя пропагандировать подход, как местная власть будет рассчитывать исключительно на то, что "область все решит". Необходимо обеспечить конкурсность при оказании помощи, где главным критерием должно стать желание и движение самой муниципальной власти в повышении эффективности реализации своих полномочий и результативности своей деятельности.
Совсем не обязательно привязываться к уже существующим индикаторам (типа, вывод бизнеса "из тени" или увеличение доли инвестиций). Эти индикаторы как бы есть и они работают. Возможно необходимо ввести дополнительные социальные индикаторы. Например, количество молодых специалистов, привлеченных в муниципальное образование для работы в учреждениях бюджетной сферы. Или, например, муниципальная программа социального и материального стимулирования студентов-целевиков к возвращению на территорию. Думаю, что таких индикаторов при желании можно сформулировать немало и отобрать те, которые можно признать эффективными.
Разработка и утверждение таких критериев позволит муниципалитету сформировать и "дорожную карту" развития социальной инфраструктуры, ведь как всем известно, инфраструктура является одной из ключевых причин нежелания выпускников и молодых специалистов возвращаться.
А уже эта "дорожная карта" будет фактически программа социального развития территории, которая и может стать объектом финансирования на конкурсной основе.Тогда все для всех будет понятно: если муниципалитет не представил программу или она не победила - значит к ним будут претензии со стороны жителей. Если территория все отработала и стала победителем - значит и власть действенна и знает что делает.
Также было бы интересно посмотреть на эту программу в синергетике с проектом по поддержке местных инициатив. Вот где можно увидеть еще столько дополнительных положительных эффектов!
Конечно, организовать подобный конкурс программ социального развития не так то просто, но зато можно проверить и изменения, которые прошли в структуре самого Правительства области. Для министерств есть возможность доказать, что они "стали эффективней" (о чем объявлялось в начале реорганизации).
Думается, что в условиях кризиса, "дырявого" бюджета и непонятности "будущего" подобный конкурсный подход станет хорошим стимулом для муниципалитетов и более адресной поддержкой со стороны областной власти. И результаты от этой работы будут лучшей избирательной технологией в выборный год…