Михаил Курашин

Вице-спикер Заксобрания Кировской области

"Пионеры" современной России

160

"Свершилось!"- разнеслось над страной, когда стало известно, что 29 октября Президент страны подписал указ о создании "Российского движения школьников". Многие посчитали, что наступила пора возрождения пионерии и видно из интервью, что данное решение воспринималось именно как создание новой общероссийской оранизации детей и подростков, схожей по целям и приниципам работы с пионерской организацией.

Первоначально обрадовался этому решения и я - ведь уже на протяжении нескольких десятков лет не раз слышал о том, что нужна объединяющая организация подростков (по аналогии с пионерией), которая могла бы помогать образованию решать воспитательные задачи и обеспечивала бы целостность работы с молодежью в стране, регионе или на уровне муниципалитета и конкретного города/села/деревни.

Однако, когда ушла первая эмоциальная "вспышка" радости, то на ее место пришли выводы, которые отнюдь не радуют...

Итак, Российское движение школьников (далее - РДШ) ставит перед собой цель "совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы культурных ценностей". Вроде звучит неплохо, но где-то есть "фальшь". Мне кажется, что сегодня "система культурных ценностей, присущая российскому обществу" не соответствует тому, что есть в публичном и непубличном плане.

Проведу простое сравнение:

Страна в период пионерской организации: патриотизм, ответственность, дружба, взаимовыручка, первооткрывательство, лидерство, трудолюбие. Современная ситуация: потребительство, индивидуализм, успешность, современность, толерантность.

Думаю, что сравнивая эти "ценности" мы вряд ли сможем получить для подрастающих современных "пионеров" те примеры, которые будут их воспитывать и формировать мотивацию на позитивное движение к саморазвитию и реализация себя во благо страны или своего края.

Не внушает особого доверия и то, что курировать РДШ будет Россмолодежь. За последние годы эта структура ни чем себя не проявила в части формирования единой и целостной государственной молодежной политики, сведя всю свою деятельность к проведению так называемой "форумной кампании", тем самым фактически сняв с себя ответственность за системный сетевой подход в реализации ГМП. К сожалению, по аналогии с агентством, похожую позицию начинают использовать и региональные органы по делам молодежи, сводя всю молодежку к проведению региональных "форумов" и events (событиям, мерпориятиям). И если на региональных уровнях еще есть какие-то деньги на подобные действия, то на муниципальном уровне молодежная политика фактически перестала существовать из-за отсутствия средств и кадров.

В-третьих, идеология РДШ должна стать частью государственной идеологии, тем самым формируя стратегическую направленность созданного молодежного движения. Но на сегодняшний день, как и 15 и 20 лет назад, в стране до сих пор отсутствует и закон о ГМП, да и нет никакой внятной стратегии развития страны и молодежной политики в целом. И дело не в кризисе и санкциях, а в том, что к молодежи нет никакого интереса со стороны власти и олигархов, которые "рулят". Молодежь для них - "мясо" для политических "игрищ" и технологий. Достаточно вспомнить "Наши", "Молодая Гвардия", молодежные парламенты и т.п. И с таким подходом можно предположить, что РДШ вновь станет элементом избирательной кампании будущего года с акцентом на поддержку "одних" и противодействуя "другим" в борьбе за депутатские мандаты.

И, наконец, когда объявляют о создании нечто масштабного, крупного и идеологически востребованного нельзя игнорировать необходимость финансирования. Пока что в Москве рассматривают вопрос о том, чтобы профинансировать созданную под РДШ специальную организацию, но нет никаких разговоров о том, чтобы осуществлять финансирование строительства региональных и муниципальных подразделений РДШ. А без них не будет никакой общероссийской организации. Будет очередная "показушная" сеть из нескольких насильно формализованных в РДШ организаций и структур. Это мы тоже проходили.

Скорее всего, Москва сбросит финансирование на регионы и муниципалитеты. С муниципалитетами все понятно - будет переписано все молодое население и зачислено в организацию с "повязыванием галстуков" (как это было с развитием волонтеров). Опять же ясно, что под "активную работу" этих муниципальных отделений РДШ будут списываться все мероприятия из планов образования, культуры и т.д., как это делается и сегодня. Впрочем, понять муниципалитеты можно - как я говорил выше, нет ни денег, ни кадров, которые омгли бы отвечать за эту работу в полной мере и на высоком профессиональном уровне.

С регионами ситуация тоже не лучше. В 2016 году в нашей области уходит в "небытие" областная программа по молодежке (она становится подпрограммой в рамках образования), бюджетных средств предусмотрено на уровне "кот наплакал", нет ни инфраструктуры, ни сететвой работы между УДМ и муниципалами, соответственно, нет никакой стратегии ГМП, нет приоритетов в работе с молодежью, нет методической базы, в 2015 году произошел фактический отказ от системности и т.д.. Что можно ждать от региона в таких условиях - не понятно...

Но повторю первоначальную мысль о том, что работу по созданию общероссийской объединяющей молодежной организации необходимо проводить и чем скорее она будет проведена, тем больше шансов на то, что страну перестанет "колбасить" и в социальном и в экономическом плане.

Источник