Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

Должна ли церковь платить налоги?

256

В интернете на сайте петиций Change.org гражданин Николай Петров разместил обращение к высшему руководству Российской Федерации с призывом признать религиозные организации коммерческими структурами и обязать их платить налоги. 
Хотелось бы, конечно, чтобы в лихолетье и серьёзный кризис, который переживает наша страна, данная инициатива исходила из недр самой Русской православной церкви и иных конфессий. Однако иерархи духовенства, активно обсуждающие самые разнообразные светские новости и конфликты, никак не удосужились дойти до вопроса, почему наиболее успешный бизнес современности должен оставаться в стороне от решения насущных социально-экономических проблем.

То, что церковь ныне процветает, доказывать никому не нужно: в каждом городе отреставрированы или построены вновь десятки храмов, монастырей, по России - многие тысячи. В Москве ради храмовой застройки вовсю уничтожаются парки. В то же время темпы строительства социальных учреждений оставляют желать лучшего, в депрессивных регионах закрыты сотни школ и больниц. Нередко можно наблюдать явление, когда блистать золотом купола собора начинают на фоне вымирающей деревни, где развалился колхоз, зияет провалами окон заброшенный детский сад, вся округа представляет собой жалкое зрелище старых невзрачных изб.

Удивительные картины разворачиваются во время многочисленных крестных ходов и крупных религиозных праздников. Церковное начальство прибывает на торжества в автомобилях премиум-класса, тогда как значительная часть паствы сочтёт за удачу по такому случаю пятирублёвое снижение цены на спецрейсы общественного транспорта. Образ многих священнослужителей явно расходится с идеалами апостольской бедности, потому разумными кажутся призывы включить руководителей церкви в перечень лиц, обязанных заполнять ежегодные декларации о доходах, как это делают светские руководители, начиная с заведующих библиотек. 

Петров пишет:
"На текущий момент религиозные организации не платят следующие виды налогов:
1. Земельный налог на земельные участки со зданиями религиозного и благотворительного назначения (Налоговый кодекс РФ ст. 395 п. 4). Фактически эти земли используются для размещения на них учреждений, в которых ведется торговля.
2. Налог на имущество, используемого для религиозной деятельности (Налоговый кодекс РФ ст. 381 п. 2). Фактически, данное имущество - здания, сооружения и пр. используется для организации в них коммерческой деятельности по продаже товаров и услуг религиозного назначения.
3. Налог на прибыль от доходов, полученных в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (Налоговый кодекс РФ ст. 251 п. 1 пп. 27)".

Добавлю, что массовые туристические маршруты сегодня, как правило, ориентируются на посещение религиозно-культурных центров, роскошь и благолепие которых попросту изумляют. Всё здесь поставлено на самую широкую коммерческую основу. Сложился своеобразный гостиничный бизнес, когда в так называемых "домах паломника" приезжие получают ночлег и минимальный набор удобств. В трапезных кормят безыскусно, но добротно и недешево. Церковные лавки бойко торгуют трудами отцов церкви, молитвословами, наборами открыток, иконами, сувенирами и т.п. Нескончаемым потоком туристы приносят сюда огромные доходы. А вот нищих и больных тут нет, их скорее встретишь у офисов "Единой России", красивую картинку "намоленных мест" портить не дают. 

Да и обычные храмы частенько выполняют функцию торговых домов. Если в начале 90-х ещё можно было спокойно говорить о пожертвовании за выполнение обрядов, то сегодня установлены твёрдые таксы, и отсутствие денег у прихожанина ставит его в ситуацию клиента, потерявшего кошелёк в супермаркете. 

В петиции отмечается, что религиозные организации активно занимаются торговлей свечами с наценкой в тысячи (!) процентов, торговлей ювелирными украшениями, а значит, являются недобросовестными конкурентами на рынке. Также, они пользуются государственными услугами, такими как пожарная служба, полиция и прочими, финансируемыми за счет добросовестных налогоплательщиков. 

После десятилетий преследований период освобождения церкви от уплаты налогов был, вероятно, оправдан. Однако сейчас, когда церковь вернула себе богатства с дореволюционным размахом, когда её лидеры не стесняются влиять на принятие политических решений, в том числе с учётом экономических интересов духовенства, когда церковь превратилась в исключительный "денежный мешок", возникает законный вопрос - а не пора ли делиться? Газ, нефть имеют привилегии, прибыль, но и приносят в кубышку государства существенные доли, а церковь - ровно такое же "национальное достояние", однако почему-то возомнившее о себе, что имеет право беспрестанно ехать на народной шее. 

Никто не посягает на право верующих содержать культовые сооружения и их сотрудников. Но организация, постоянно занимающаяся коммерцией, на мой взгляд, обязана быть поставлена в один ряд с другим бизнесом и работать на благо Родины, а не только ограниченного круга церковных иерархов.

Источник