Дмитрий Ильин

Преподаватель исторического факультета ВятГГУ

Супермаркет, «укравший» Новый Год

337

Пожалуй, новогодние праздники – самые деидеологизированные в современной России. Даже Великая Победа, которая (без пафоса!) у нас одна на всех, в последние 25 лет периодически становилась предметом политических спекуляций и опутывалась сетью домыслов, фактическими подтасовками, откровенной ложью. А Новый Год – это праздник вне политического строя и борьбы идеологий, это праздник родом из детства. Ну а в любом празднике, как известно, главное – ожидание этого праздника. Вот с последним в нашей стране (похоже, и в большей части мира), сложилась не самая здоровая ситуация.

С чем у вас в первую очередь ассоциируется Новый год? Думаю, подавляющее большинство назовёт новогоднюю ёлку. Подарки с конфетами и шоколадками, мандарины, салат «Оливье», бенгальские огни – это всё вспоминается потом, сперва – ёлка. И что вы почувствуете где-нибудь 15 ноября, зайдя после работы в ближайший в супермаркет за хлебом, молоком, пельменями, чаем, стиральным порошком,…(нужное вписать) и обнаружив на месте привычных фоторамок и прочей безделицы два стеллажа елочных игрушек и мишуры, а в каждом торговом зале – по ёлке в гирляндах? Первая реакция – улыбнуться и подумать: «Как мило!»

Но за 15 ноября придёт 16, потом 17, пройдёт неделя, вторая, третья…В окнах супермаркета появятся большие светящиеся буквы поздравления, на прилавках – мандаринки в немеряных объёмах. А вот елки, мишура, игрушки, неоновое поздравление в лучшем случае перестанут замечаться, в худшем – будут раздражать. Потому что приелись. Потому что ожидание праздника может тянуться день, два, неделю. Но не полтора же месяца!

Рыночные отношения неумолимы. Коммерциализируется всё и вся, даже такие нерыночные по своей природе сферы, как медицина и образование. Праздники появились «коммерческие» - чуждые традициям и истории страны, но с высоким рыночным потенциалом. День святого Валентина, например. Новый Год какое-то время держался в этом рыночном «море», но не выдержал. Слегка переиначив советскую классику, обращусь к господам коммерсантам и «богам» маркетинга международного, российского и местного масштаба: «Новый год – хрустальная мечта моего детства, и прошу не прикасаться к ней своими грязными лапами». И добавлю исключительно от себя: ваша несвоевременная ёлка не заставит меня купить лишнюю пачку чая, а гирлянды не повысят настроение. Есть вещи, которые нельзя купить, и даже «Мастер Кард» не поможет. Праздник в Новый Год создают мои близкие, а не вы. Пожалуйста, просто не мешайте!

Источник