Антон Касанов

Историк

В Кирове снесут усадьбу священника Танаевского

251

Новый 2016 год в Кирове начинается уже с привычных новостей о сносе старинных зданий. На этот раз принято решение уничтожить два дома на улице Свободы 125 и 125 а. Оба здания имеют уже достаточно продолжительную историю. Еще в конце XIX века эта территория являлось «пустопорожней» (то есть не была застроена) и принадлежала купцу Василию Попову. Про последнего известно, что он работал начальником вятской судоходной дистанции. Сам же род Поповых очень древний, его исследованием занимался краевед  В. А. Любимов. По его данным было несколько фамилий различного происхождения. Вятские Поповы (видимо, они и являлись домовладельцами на Царевской) происходили из хлыновских посадских людей, известны с XVII века и числились среди предков знаменитого художника Н. Н. Хохрякова. Интересно, что слободские Поповы и вовсе значатся предками популярных писателей Валентина Катаева и Евгения Петрова.

Около 1900 г. местно Попова было разделено на две части, одну из которых приобрел священник Алексей Танаевский. В 1909 г. он построил на улице Царевской двухэтажный деревянный дом и одноэтажный флигель. Так началась история усадьбы Танаевского. Сам же священник несколькими годами позже стал активным энтузиастом строительства и служителем Феодоровской (Романовской) церкви.  Из усадьбы же к революционным годам Танаевский съехал и ее последним владельцем стала крестьянка Мария Чудиновских.

В советское время эти дома были жилыми. В 1967 г. их фотографировал архитектор и краевед А. Г. Тинский. На фото - заросшая зеленью улица Свободы, а у дома 125 виден красивый кованный балкончик:



И вот зима 2015/16 года. Балкончика уже давно нет, со всех сторон дома подпирают новостройки. Усадьба выглядит вот так:

На карте градостроительного регулирования дома Танаевского отмечены как «объекты, представляющие историко-культурную ценность». Однако в настоящий момент такие здания не имеют охранного статуса и в последнее время массово ликвидируются. Редактор ИСП «Строим Киров» Александр Галушко проанализировал документацию касательно рассматриваемых зданий и пришел к выводу, что дальнейшая судьба их различна, хотя по факту всё равно ведёт к неминуемому сносу. 

Дом усадьбы священника Танаевского по адресу Свободы, 125 был признан аварийным, подлежащим расселению (до 11.07.2016) и сносу (до 30.12.2020). Соответствующее постановление подписал глава администрации в конце года -http://www.admkirov.ru/upload/iblock/ea9/4785_p.pdf.  По флигелю с адресом Свободы, 125а в октябре состоялись публичные слушания с целью предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «общественное здание административного назначения» в части сокращения минимальных отступов от границ земельного участка. Комиссия по землепользованию согласилась с данным предложением -http://www.admkirov.ru/architecture/clysh/postanovlen..

Поскольку оба старинных здания вскоре будут снесены мы решили хотя бы просто для памяти зафиксировать их увядающую древность. Небольшой репортаж сделал друг и фотограф Тема tema_ceza

Вот дом 125: 

Этот дом выделяют интересные и эстетичные резные наличники, таких сейчас в городе уже практически не найти:

На окнах флигеля тоже красивые наличники. На фото видно также, что дом пустой - его расселили и там никто не живет. 

Дома Танаевского это такая частичка старинной Вятки в современном большом городе. И если с фото убрать машины, то вполне может показаться, что из флигеля вот-вот да и выйдет сам священник. 

Конечно, уже давно со всех сторон на эти старые дома наступают многоэтажки. Кстати, Александр Галушко обнаружил, что пятиэтажка на заднем плане тоже имеет адрес Свободы, 125. Как сообщали СМИ в 2013 году при визите Александра Хинштейна по поводу долгостроев, она до сих пор официально не введена в эксплуатацию. Дом используется с 1995 года, почти все квартиры — в собственности граждан. Для его ввода в эксплуатацию необходимо расселение трех соседних ветхих домов.

Итак, Вятка деревянная уходит в прошлое. Ну а мы с вами, видимо, просто немые свидетели того, как одна эпоха сменяет и сминает другую.

Источник