Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

Коллекция административной глупости. Правительство региона и школы

250

После знаменитых обещаний министра Ливанова сократить объёмы отчётности и информационных запросов (был даже соответствующий приказ в 2012г.) количество требуемых с образовательных учреждений документов, справок, отчётов, таблиц, анкет, мониторингов выросло ещё больше, причём, существенно больше, а в наступившем году превосходит все мыслимые пределы.

Среди множества структур, без тени сомнения запрашивающих с учебных заведений разнообразную информацию, появляются новые субъекты. Можно предположить, что в условиях свёртывания экономической активности создаются бюджетные рабочие места, обладатели которых придумывают, что бы ещё этакое особенное выведать у школ, а потом с какими-то неизвестными целями обобщают полученные ответы. 

Процесс становится настолько занимательным, что я решил открыть в блоге рубрику "Коллекция административной глупости". Трудно рассчитывать, что наше время войдёт в историю чем-то созидательным, а вот в пополнении анналов управленческого маразма оно вполне конкурентоспособно.

Начать хочется с дебютанта, ранее не замеченного в инициировании школьного бумаготворчества, но в нынешнем январе неожиданно показавшего свою прыть и плодовитость. Это Правительство Кировской области, которому, похоже, стало не хватать рутинной работы по развитию областного хозяйства, и оно посчитало нужным поучаствовать в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения. 

На основании письма Правительства Кировской области от 14.01.2016 № 151-06-04 «О предоставлении отчета по плану» с учебных заведений потребовали предоставления отчета о выполнении пунктов плана (внимание!) "мероприятий на 2014-2015 годы по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Взгляните в окно. На дворе зима. 2016 год. Кому и зачем нужны в Правительстве даты проведения, ответственные и количество наших мероприятий за два прошедших года? Что там с этими сведениями будут делать? Какую практическую пользу они несут? Какие выводы Правительство может сделать из ответов, например, о количестве проведённых "уроков мужества" или спартакиад допризывной молодёжи, посвящённых Дню Победы? Как это скажется на жизни кировчан? Вообще, кроме тех, кто все поступившие цифры сложит и выяснит, что в школьных библиотеках было проведено, скажем, пятьсот читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне, кто-то будет читать эти отчёты?

На основании письма министерства охраны окружающей среды Кировской области от 19.01.2016 № 146-49-01-11 «О направлении информации за 2015 год» от школ потребовали информацию о выполнении распоряжения Правительства Кировской области от 04.08.2015 № 295 «О мерах по развитию системы экологического образования и просвещения в Кировской области (по итогам реализации пилотного проекта «Вятка – территория экологии»). Это должен быть аналитический отчёт в форме, утверждённой решением Координационно-методического совета по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения Кировской области от 18.01.2016. Данная форма предлагает 20 пространных вопросов, среди которых 15 в табличном варианте. Спрашивающих интересуют названия мероприятий, время их проведения, количество участников, количество субботников, собранного мусора, посаженных деревьев, кустарников, цветов, количество выпущенных газет и многое-многое другое. Пожалуй, школе надо иметь штатного летописца, чтобы фиксировать подобные нюансы. И опять же - каков смысл этих подсчётов? Лучше бы задали сами себе один-единственный вопрос (понятно ведь, что все учебные заведения (и не только) своими силами прибирают территорию, облагораживают её). Сколько средств было выделено бюджетами всех уровней для образовательных учреждений хотя бы на перчатки, мешки для мусора и семена культурных растений? Двадцать лет в системе образования и не видел ни копейки на эти нужды. Добавлю также, что в области существует Эколого-биологический центр, который ежегодно проводит среди школ Кировской области смотр-конкурс природоохранной и экологической работы, собирает и обобщает очень похожую информацию. Вместо того чтобы загружать педагогические коллективы новыми бумагами, достаточно было обратиться в это центр и получить самую полную картину по системе экологического образования в регионе.

Следующее письмо по поручению Правительства просит предоставить план школьных мероприятий к 80-летию Кировской области. Означает ли это, что между юбилеями о краеведческом компоненте в образовательном процессе можно забыть? В последнее время чиновников буквально обуяла страсть к круглым датам. Если следовать всем направляемым письмам с настоятельными рекомендациями устраивать всякие мероприятия к юбилеям, то о целенаправленной и планомерной воспитательной работе можно забыть. Каждую неделю придётся что-нибудь праздновать. 

Все вышеприведенные примеры свидетельствуют о возрождении застарелой отечественной болезни. Начальники разного рода любят заниматься тем, что вовсе не относится к их компетенции. Школы без вас, самостоятельно и часто успешно, выстраивают патриотическое, экологическое, краеведческое и прочие необходимые направления деятельности. Не надо нас учить делать нашу работу. Не надо контролировать выполнение этой работы тем, кто в ней ничего не понимает. Займитесь лучше своими прямыми обязанностями.

Источник