Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

Мама будущего первоклассника обратилась за помощью в ремонте школьного кабинета к Президенту России

709

В обращении она с возмущением пишет о состоянии кабинета, в который должны прийти 1 сентября дети, о том, что родители класса были вынуждены собрать по 2 тысячи рублей и организовать ремонт за собственный счёт, но денег не хватило. По её мнению, ремонт в школе не проводился со времён, когда в здании ещё размещался эвакогоспиталь, с 60-х годов прошлого века не менялась мебель. Она просит главу государства принять меры.

Периодически такие инициативы в родительской среде возникают. По разным поводам пишут в Государственную Думу, Законодательное Собрание Кировской области, губернатору, теперь вот сразу Президенту. Значит ли это, что руководство страны бросит остальные дела и займётся проблемами нашей школы? Нет, конечно. Порядок рассмотрения обращений таков, что всякий раз они направляются на тот уровень, на котором по закону должны решать конкретный вопрос, исходя из его сути. Содержание и ремонт муниципальных образовательных учреждений - это полномочия муниципалитета, потому ответ на обращение будут готовить должностные лица муниципального образования "Слободской район". 

Вообще, хотелось бы конструктивной позиции от родителей. В чём она заключается? Вместо частных писем в государственные структуры вначале вопрос выносится на обсуждение школьного родительского комитета или совета школы, обсуждается с администрацией, при необходимости - с учредителем (управлением образования), чтобы были услышаны разные мнения и получена полная информация по интересующей проблеме. И только потом, если проблема не снимается, и человек, уже глубоко (а не поверхностно) владея темой и имея серьёзные предложения, идёт дальше - в региональное министерство образования и т.д. по ступенькам.

Теперь по поводу ремонта. В последние 5 лет в школе проводился как капитальный, так и текущий ремонт.

В 2012-2013 году осуществлялись работы в рамках областной целевой программы и проекта модернизации школьного образования. 
 
В 2012г. на сумму 5282000 (пять миллионов двести восемьдесят две тысяч) рублей: капитальный ремонт медицинского кабинета, пищеблока под столовую на 80 посадочных мест, ремонты канализации и системы отопления, замена оконных блоков и дверных перегородок, установка пожарной сигнализации, проведение энергоаудита, монтаж водосчётчиков и др. 
 
В 2013г. на сумму 2449400 (два миллиона четыреста сорок девять тысяч четыреста) рублей: капитальный ремонт кабинета технологии, полов на путях эвакуации, коридоров, окон, перегородок, установка противопожарных дверей. 
 
В дальнейшем проводился текущий ремонт школьных помещений на средства, выделяемые из муниципального бюджета. Финансирование ремонтных работ в 2014-2016 годах было недостаточным ввиду скудости районного бюджета. Так, в 2014г. на подготовку школы к новому учебному году в 2014г. было выделено около 100 тыс.руб, в т.ч. на установку противопожарных дверей, противопожарного люка и металлических шкафов, приобретение знаков ПБ – 75297 руб.; на материалы для текущего ремонта – 22880 руб. В 2015г. – около 150 тыс.руб., в т.ч. на работы по устройству перегородок в санузлах – 84800 руб., ремонт мягкой кровли – 11927 руб., установку противопожарных дверей – 30466 руб., на материалы для текущего ремонта – 14100 руб. В 2016г. – около 50 тыс.руб., в т.ч. на установку противопожарных дверей – 31000 руб., на материалы для текущего ремонта – 19900 руб. Таким образом, за 3 года на декоративный ремонт всех школьных помещений было направлено всего 56880 руб. При этом смета на декоративный ремонт в целом предполагает 1,8 млн.руб. То есть наши потребности категорически не совпадают с ресурсами муниципалитета. 

В настоящее время школа также не имеет возможности приобретать новую ученическую мебель за счёт учебной субвенции, так как подавляющая часть субвенции расходуется на приобретение учебников.

У школы имеются неисполненные предписания Роспотребнадзора и Госпожнадзора, требующие в совокупности затраты в несколько миллионов рублей. Однако Слободской районной думой в выделении средств на исполнение предписаний надзорных органов было отказано как в январе, так и июле 2016г. по причине значительного дефицита районного бюджета. Если предписания не будут исполнены к установленным срокам (в основном, 1 сентября 2017г.), то органы надзора имеют право обратиться в суд, и через решение суда обязать районные власти приводить здания в соответствие с существующими нормами.

Учитывая вышеприведённые факты, приходится констатировать, что проведение ремонта в отдельном кабинете в том виде, в каком его хочет увидеть автор обращения, по стоимости сопоставим с количеством средств, выделявшихся на ремонт всех школьных помещений в течение трёх последних лет. Но при этом о тех средствах, что были в школу вложены в рамках областной программы в 2012-2013гг. (наверное, для осуществления наших чаяний надо ещё столько же), другие образовательные организации Слободского района могут только мечтать.

В то же время данный кабинет, как и многие другие - в нашей ли, в большинстве ли других школ, несмотря на старую мебель, старые двери, старые окна, старый пол вполне позволяет вести образовательный процесс. Да, живём мы небогато. Да, хотелось бы больше средств. Однако и в условиях крайне ограниченного финансирования всё-таки главная ценность - само образование как таковое, знания и умения, приобретаемые детьми. Школа - это далеко не только стулья и двери, а, прежде всего, школьные учителя и товарищи, учебные занятия и внеурочные дела, это новый опыт и личные достижения детей. Когда мы говорим, что любим школу, то имеем ввиду, в первую очередь, отнюдь не парты и стены. При всей их важности развивающая и увлекательная школьная атмосфера присутствовала и в гораздо более тяжёлые с экономической точки зрения времена. Разве могли мечтать о современных условиях наши бабушки и дедушки - поколение, сумевшее создать великое и могучее государство? Это не значит, что не стоит ничего предпринимать для улучшения нынешней ситуации, но вряд ли этому способствуют письма с уничижительными характеристиками школы вроде "нам страшно отпускать в неё своих детей". 

Также отмечу, что школа соблюдает действующее законодательство и не собирает деньги с родителей, в т.ч. на проведение ремонта. Совет школы рекомендовал родительским комитетам классов самостоятельно решать вопрос о возможности участия в ремонте классных кабинетов исключительно на добровольной основе.

В любой школе на постоянной основе функционируют совет школы, педагогический совет, школьный родительский комитет, классные родительские комитеты, органы ученического самоуправления. Все они ставят вопросы о тех или иных школьных проблемах, обсуждают пути их решения с администрацией школы, исходя из наших реальных возможностей. Все инициативные родители могут работать в составе комитетов или совета - приходите, предлагайте, советуйте, помогайте! 

P.S. Обычно я не публикую в блоге вопросы, связанные с работой. Долго думал, надо ли говорить во всеуслышание на вышеозначенную тему. Потом решил, что надо. Тема выходит за рамки отдельной организации, она болезненна, но я полагаю, не стоит стыдиться бедности, если она возникла не по твоей вине. И я бесконечно благодарен тем родителям, выпускникам и старшеклассникам, которые любят школу, несмотря ни на что, и которых очень много, намного больше, чем тех, кто любит только внешнюю мишуру.

Источник