Юлия Пономарёва

Семейный, детский психолог

Советы родителям первоклассника

1202

1 класс – это новый период в жизни ребенка, вызывающий такое же внутреннее напряжение, как и поступление в детский сад, даже если сам малыш внешне радуется поступлению в школу. Этот период требует о ребенка новых умений и навыков: ходить в школу, сидеть на уроках, устанавливать контакт с учителем, заводить новых друзей, собирать рюкзак, готовить уроки, держать стол в чистоте, вешать школьную форму красиво, самому ходить в школу и самому разогревать себе обед, быть успешным учеником, общаться с родителями в новом качестве взрослого ребенка и ученика и т.д.

На малыша наваливается все и сразу. Несмотря на то, что он уже достаточно взрослый, от такого количества нововведений можно и растеряться. К тому же навыки не возникают просто так сами, им необходимо обучать. Если этого не делать, то ребенок от растерянности (родители требуют, а я не понимаю, все делают, а я не умею) будет постоянно находиться в состоянии стресса, что негативно скажется на поведении, на внимании, на здоровье и на качестве учебы. Научите своего малыша собирать рюкзак, вешать школьную форму, держать стол в чистоте, переходить дорогу самостоятельно, и он станет более спокойным, внимательным, а значит более успешным.

Чтобы привит новый навык, вам потребуется не меньше месяца. Так что наберитесь терпения. А рекомендации позволят вам сформировать навык более эффективно.

Как научить ребенка вешать красиво одежду и держать стол в чистоте.

1). Начните разговор с ребенком с того, что его жизнь немного изменилась: он стал более взрослым, пошел в школу, а значит должен уметь делать некоторые новые действия, чтобы хорошо выглядеть и хорошо учиться.

2). Расскажите, зачем держать стол в чистоте и носить красивую, чистую, не мятую форму. Какую пользу это дает. Приведите примеры из своей жизни, как важно на работе быть опрятным.

3). Скажите, что помимо пользы, это важное требование к школьнику и поэтому вы будете спрашивать с него выполнение этих действий с 1 по 4 класс. Потом он станет более взрослым и сам решит, как прибирать стол. Этими словами вы дадите понять ребенку, что он не наказан, а это действительно некоторое правило для младших школьников. Обладая навыком вешать одежду красиво, в последствии он сам сделает выбор в пользу его же.

4). Подключите небольшие поощрение. Если за неделю все 5 дней будет чисто на столе и одежда висеть красиво, то сходим поесть мороженое в кафе, вместе испечем торт, сходим погулять в любимый парк и т.д.

5). ребенок в какой-то день не повесил одежду хорошо, не ругайте (дети к ругани привыкают и не реагируют на нее), выразите сожаление, что вам бы хотелось видеть сына взрослым, жаль, что у него пока это не получается. Но при этом отметьте, что он может это делать хорошо, у него уже получалось. И вы очень рады за него, когда он успешен.

6). Если при проверке ребенок прибрал стол и повесил одежду хорошо, похвалите его, скажите, что гордитесь им, обнимите и поцелуйте. Телесный контакт очень важен!

7). Теперь самое главное, обучение навыку. Это и просто, и сложно одновременно. Сначала сами покажите, что надо делать. Объясните каждое действие подробно: что делаете, зачем. Каждый шаг должен быть понятен ребенку: как сложить брюки, как повесить юбку, как повесить жилет, как сложить тетради, где должны лежать ручки и как, и т.д. Снимите, попросите ребенка повторить и пусть он проговаривает вслух свои действия. Это помогает мозгу ребенка сформировать навык. Там, где были ошибки, повторите свое объяснение. Если ребенку сложно запомнить расположение предметов на столе, вместе зарисуйте и повесьте картинку на стену у стола. Снова повторите. Если видите, что ребенок не может повторить, значит он устал или ваши слова были слишком требовательны. Отложите обучение на завтра. Но перед обучением проверьте, смог ли он сам повесить одежду. Если повесил, но не совсем, похвалите, но отметьте, где неправильно. Снова покажите.

8). Как только ребенок понял, как надо вешать одежду, как прибирать стол, начните только проверять. Не забывайте хвалить.

Как научить ребенка собирать рюкзак.

Этот навык будет освоить сложнее, потому что содержание рюкзака меняется почти ежедневно. Здесь может помочь рисованное расписание, где на каждый день нарисованы те предметы, которые надо взять в школу: карандаши (подточенные), точилка, ручка, пенал, кеды и т.д. рисуйте это расписание вместе, проговаривая зачем нужен каждый предмет. Этот процесс параллельно обучает навыку концентрации на задаче и формирует волевые действия.

При сборе рюкзака рядом с каждым предметом надо поставить галочку. Расписание можно копировать на принтере на каждую неделю. Схема обучения такая же.

Внимание! Если у вас в сумочке все кувырком и чего только нет, то вероятность того, что ребенок освоит навык сбора рюкзака сильно снижается. Поэтому для начала подумайте, почему у вас в сумочке беспорядок, какую полезную функцию он вам несет, что надо изменить в себе, чтобы в сумочке стало хорошо.