Юлия Пономарёва

Семейный, детский психолог

Как научить ребёнка собирать игрушки

1009

Сегодня мы поговорим о такой распространенной проблеме в детско-родительских отношениях как приборка игрушек.

Несмотря на кажущуюся с точки зрения взрослого простоту, – ну что сложного взять и прибрать за собой игрушки, положив их на место – решение этой задачи для ребенка действительно может быть сложным. Решение родителем задачи обучения ребенка приборке лежит на нескольких уровнях. Их мы и рассмотрим, чтобы воплотить в жизнь и ходить по квартире без страха наступить на что-то.

Шаг 1. Согласование времени и места для игр.

Определите для себя допустимое время как в рабочий день, так и в выходной, когда игрушки могут быть разбросаны, а когда нет. Также необходимо определиться с местами, где можно играть игрушками, а где нет. Только не увлекайтесь, выделяя ребенку лишь 1м2 площади квартиры и 10 минут времени в сутки.

Игрушки – важная часть жизни ребенка, они помогают ему развиваться, поэтому они должны быть разбросаны. Так ребенок ведет с ними предметную деятельность, учится ими манипулировать, чтобы потом переключиться на взрослую деятельность (помогать по дому, учиться и т.д.).

Внимание следует обратить, если цель взаимодействия ребенка с игрушками – просто раскидать их из ящика и потерять к ним интерес.

В этом случае, необходимо ввести специально организованную игру с вашим малышом, например, с помощью мячиков разного диаметра и материалов: поймай, брось мне, покати его по полу, ударь рукой, найди синий, найди самый большой и т.д. Этим мы развиваем внимание ребенка и обучаем его разным формам взаимодействия с предметами, развиваем мышление, интерес и мотивацию к целенаправленной деятельности.

После того, как ребенок научится разным видам игры, можно спрашивать его, какую он игру предложит с мячиком. Только обеспечьте безопасное пространство и объясните правила игры, например, не кидать в потолок. Причем, важно не только запретить, но и объяснить, почему нельзя.

Как только вы определились с местом и временем игр, согласуйте это с супругом, чтобы ваши требования к ребенку были одинаковы.

Шаг 2. Забота друг о друге, обязанности и ответственность.

Сейчас вам важно донести до ребенка ту информацию, которую вы определили для себя первым шагом. Имейте в виду, что память детей не крепкая. Вам придется довольно-таки продолжительное время повторять своему малышу, где он может играть, когда должен собирать игрушки и почему. Пока не сформируется автоматическое действие.

Расскажите ребенку, что вы семья, т.е. самые близкие друг другу люди, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. Именно в этом радость и счастье. Приводите конкретные примеры, когда и как вы заботились друг о друге, чтобы малышу были понятны такие слова как «забота» и «любовь».

Обратите внимание малыша на то, что вы все вместе живете в одной квартире. Поэтому важно, чтобы всем было хорошо в ней. Именно поэтому вы прибираетесь, держите вещи на своих местах. Можно даже показать, как сложена одежда в шкафу, как вы моете и ставите обувь на место, как моете посуду и складываете ее в шкаф.

Переходите к игрушкам, расскажите про то, как они важны ребенку, как они помогают ему быть веселым, радостным. Но так как в квартире живут и родители, которые могут наступить на игрушку, пораниться сами и сломать ее, поэтому важно знать места, где можно играть и когда пора собирать игрушки.

Скажите, что вы будете помогать и напоминать, когда придет время собирать игрушки и первое время даже поможете ребенку собирать их, чтобы он все смог запомнить и делать свою работу сам. А сбор игрушек – это важная и ценная работа малыша для всей семьи. Когда он будет делать ее сам, это будет здорово.

Когда придет время собирать игрушки, а это чаще всего перед сном, начните напоминать ребенку заранее: «Через 10 минут пора начинать собирать игрушки, чтобы успеть к «Спокойной ночи малыши», «Уже прошло 10 минут, и пора собирать игрушки, давай я покажу как это делать правильно».

Шаг 3. Выработка автоматизма.

Собирая игрушки с ребенком, проговаривайте каждое свое действие, сначала обучая: «Я беру медвежонка, он живет у нас на этой полочке», «Теперь я беру паровозик, он живет у нас в этой коробке», «Возьми мячик, он живет у нас тоже в коробке, отнеси его туда, молодец!». На обучение у вас уйдет не меньше недели. Важно: мест для игрушек должно быть максимум три, в 6 лет – 4.

Через неделю попробуйте проверить, как ребенок запомнил. Спрашивайте: «Что ты возьмешь первым? Я вижу ты взял мишку. А где живет мишка? Правильно, на этой полочке, молодец! Какую игрушку ты отнесешь в ее домик следующую?» Там, где есть ошибки, подправляйте. На этот период снова уйдет неделя. не забывайте хвалить своего малыша.

На третьей неделе вы скажете малышу: «Сегодня ты будешь прибираться сам, как взрослый, а я посмотрю, и, если что, помогу». В любом случае похвалите ребенка, если, конечно, он не откажется собирать игрушки совсем.

В этом случае важно рассказать ему о своих чувствах и ожиданиях: «Ты, знаешь, я расстроена тем, что ты отказываешься собирать игрушки, мне было бы приятно, если бы ты как большой сделал эту работу сам, я бы очень тобой гордилась, конечно, я могу собрать игрушки и сама, но тогда я не смогу уложить тебя и почитать перед сном, потому что у меня много другой работы по дому. Ты согласен, что будешь засыпать самостоятельно? И если мне придется собирать игрушки самой, то я не буду их покупать тебе, потому что это не справедливо – играешь ты, а собираю я. Что ты решаешь?»

Далее, вы будете напоминать о времени и проверять, все ли игрушки на местах, иногда поправлять, если что-то не так и обязательно хвалить и обнимать.

Шаг 4. Опуститесь на уровень ребенка.

Дети в силу неразвитости их мозга сконцентрированы на себе и на том пространстве, которое находится непосредственно вокруг них. Вспомните, они всегда стараются подойти поближе к телевизору, чтобы посмотреть мультики именно потому, что хотят впустить их в свое пространство. Взрослому надо это учитывать при разговоре с ребенком. Если вы хотите, чтобы он вас услышал, подойдите к нему, опуститесь на уровень его глаз и, глядя в глаза, скажите, что хотите донести до него, например: «Сынок, через 10 минут пора собирать игрушки, заканчивай потихоньку свою игру». Нет большого смысла кричать из кухни, что пора игрушки собирать. Эта информация для ребенка будет не важна.

Шаг 5. Искренний интерес

Чтобы приучить ребенка прибирать свои игрушки, а это означает в будущем стать ему самостоятельным в подготовке уроков, выборе жизненной позиции и т.д., вам необходимо делать главное: транслировать искренний интерес к деятельности ребенка, уважение к нему, признавать ценность его работы (а уборка игрушек - это действительно работа для малыша) и хвалить не лукавя. Тогда ребенок ответит вам такой же искренней помощью.

Если приучить не получается, несмотря на выполнение всех шагов, то полезно рассмотреть с психологом вашу родительскую позицию и показать психологу ребенка на предмет выявления отклонений в своевременном формировании внимания, мышления, памяти и других психических процессов.

Успехов вам!