Лев Шварцблат

Руководитель «Бизнес -инкубатора»

Феномен центрального рынка

14

Мы все родом из детства. Я из советского. В этом детстве было разное. В том числе - дефицит, отсутствие всего и всегда. И такой клапан выхода закипающего пара - «барахолка». Все знали, где она находится, многие туда ходили. Время от времени милиция устраивала там облавы.

Сменилась эпоха. В пору дикого капитализма барахолка захватила центральный рынок. Многие годы это было место столпотворения горожан и приезжающих из районов. Но времена, к счастью, меняются: уже в Москве ликвидировали практически все символы того времени («Лужники» и другие рынки), а по количеству квадратных метров в торговле на душу населения мы достигаем западных цифр... Но наша вятская «барахолка» все также мозолит глаза.

За эти годы выросло другое поколение - они привыкли ходить в магазины, где уже и цены дешевле, а что говорить про сервис и удобства. Подрастает следующее, которое все чаще покупает в Интернете. А «барахолка» центрального рынка все такая же. Разве что добавились вьетнамские и китайские шатры, но вряд ли это можно считать серьезным достижением.

Наверное, и нам пора расстаться с наследием прошлого, и отдать центральный рынок тем, для кого он, собственно, и строился - производителям сельхозпродукции. Так получилось, что за последние годы я объездил практически всю область. Выросло поколение людей, которые замечательно работает на земле: они выращивают очень вкусную продукцию - картошку, мясо, мед и многое другое. Но у них нет доступа к нам, жителям города Вятки. Раз в две недели, а то и реже, ярмарка на площади - это не выход. Посмотрите, сколько сельхозпроизводителей там торгует. Для них должно быть постоянное место. И таких мест должно быть много, тогда и цена на продукцию не будет искусственно завышаться за счет торговых наценок и надбавок.

Центральный рынок - это общегородское имущество. Пришло время подумать, как этим имуществом управлять эффективнее и в интересах всех жителей города и области. Суть предложения проста: ликвидировать на центральном рынке продажу непродовольственных товаров, а все высвободившееся место предоставить сельхозпроизводителям. И не надо бояться. Как показал опыт Москвы, все, кто работал на рынках, трудоустроились. И потом, кто-то должен помогать фермерам продавать сельхозпродукцю.