Алла Албегова

И.о. министра охраны окружающей среды Кировской области

Экологическое мышление жителей региона меняется

259

И.о. министра охраны окружающей среды Кировской области в большом интервью «КП» – о самых важных темах, связанных с экологией края.

О нововведениях в работе правительства

– В природоохранной отрасли я уже больше 25 лет. С октября прошлого года влилась в новую команду правительства Кировской области. За этот период времени произошло немало позитивных изменений, в том числе в организации самой работы. Структуры органов исполнительной власти по охране окружающей среды, по лесному хозяйству и промышленности сегодня работают в одном блоке под руководством и.о. заместителя председателя правительства Максима Кочеткова. Такое объединение позволяет достичь высокой результативности и обеспечивает оперативность решения вопросов, ведь все направления связаны между собой. Максим Николаевич – человек компетентный, деятельный, внимательный к проблемам отрасли. По его инициативе реализован ряд полезных законодательных инициатив, активно внедряются информационные технологии. Особенно важна достигнутая согласованность действий между нашим министерством и управлением промышленности. Многие из предприятий региона подключились к проведению Года экологии и запланировали мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду (в том числе «АВИТЕК», «ККС», «Кировский молочный комбинат», «Красный якорь», «Здрава», «Омутнинский металлургический завод» и др.). Надеемся, что и остальные предприятия подключатся к реализации экологических инициатив.

Об изменении отношения людей к экологии

– Я вижу, как меняется экологическое мышление жителей. Не стало безразличия. Меняются запросы людей на качество среды. Меняются их ожидания от власти в решении проблем. Граждане стали более образованны и просвещены в экологической тематике. Часто слышу, что люди цитируют 42-ю статью Конституции: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».

О министерстве охраны окружающей среды Кировской области

– Негативное или проще отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и на здоровье человека, безусловно, могут оказывать предприятия, в первую очередь промышленные. Для контроля за ними необходимы нормирование, государственный надзор и экологическая экспертиза. Нормирование ставит предприятия в определённые рамки, не позволяет бесконтрольно загрязнять природу. Цель экологической экспертизы – защита окружающей среды в ходе строительства или иной хозяйственной деятельности.

Говоря о госнадзоре, надо отметить: у нас, как у органа региональной исполнительной власти, – свои, чётко ограниченные полномочия, своя сфера деятельности, за границы которой мы не можем выходить. Мы не можем проверять объекты федерального надзора, к которым относятся почти все крупные промышленные предприятия. Они – в сфере деятельности Росприроднадзора.

Понимаю негодование людей, когда в городе появляется неприятный запах или чадит общественный транспорт, когда у дома – переполненный контейнер, а у садового участка возникает свалка отходов. Соглашусь, что на самом деле нашим гражданам не важно, чья это сфера ответственности. Но наше министерство не может действовать там, где у нас для таких действий  нет прав. Иначе такая деятельность чиновников  министерства будет расцениваться как превышение полномочий и по действующим нормам закона подлежит уголовной ответственности.  Хотя мы стараемся разобраться со всеми поступающими обращениями, выяснить, какие исполнительные органы могут подключиться к решению проблем. Участвуем в совместных проверках, проводим исследования качества природных компонентов, готовим соответствующие заключения. Работаем с правоохранительными органами, прокуратурой.

О результатах работы

– Надзор за объектами регионального контроля (а их более 7 тысяч) осуществляется на системной основе, с применением современных информационных технологий. В 2016 году было проведено более трёхсот плановых и внеплановых проверок, рассмотрено около 400 административных дел, наложено штрафов на сумму почти 3,5 миллиона рублей. При этом в министерстве всего 12 экологических инспекторов на всю область.

Благодаря принятым мерам ликвидировано свыше 130 несанкционированных свалок. Органами правопорядка по фактам незаконной добычи песка возбуждено шесть уголовных дел, размер выявленного ущерба превысил 43 миллиона рублей. В частности, ООО «Техстрой» возместило вред на сумму около 7 миллионов рублей, причинённый недрам в районе острова Симоновский на реке Вятке вблизи Кирова. А вот АО «Слободское откормочное сельскохозяйственное предприятие» длительное время допускало сброс навоза со своего хранилища на прилегающую территорию. По нашему требованию предприятие выполнило работы (на сумму 5 миллионов рублей) по исключению загрязнения окружающей среды в районе деревни Стулово Слободского района.

О качестве воздуха

– Министерством совместно с УГИБДД по Кировской области четвёртый год подряд проводится линейный контроль за соблюдением городским пассажирским транспортом нормативов выбросов в атмосферный воздух.
Отмечу, что технически замеры можно проводить только в период положительных температур, то есть с апреля по октябрь, и при низкой влажности. В 2016 году проведены десятки рейдов. У более чем 60 процентов проверенных автобусов выбросы превышали установленные нормы. В 2017 году эти работы продолжены. Уже состоялось четыре рейда, проверено более 60 автобусов, выявлен 41 факт превышения. Виновные лица привлекались к административной ответственности. Хотя корень проблемы – это и старый автобусный парк, и использование некачественного топлива…

Локальные проблемы качества воздуха имеются в Кирове и ещё в нескольких крупных населённых пунктах. А в целом по состоянию атмосферного воздуха наш регион на третьем месте в Приволжском федеральном округе.

О нововведениях в работе госнадзора

– В первую очередь отмечу запуск портала «ГИС «Экология». Здесь собрана наглядная информация о границах земельных участков, участков недр местного значения, особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий и заказников, водоохранных зон рек, прибрежных защитных полос. Новые слои о состоянии природных ресурсов продолжают создаваться.

Новым для нас начиная с 1 декабря 2016 года стала и деятельность по постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Всего за такой короткий промежуток времени министерством рассмотрено свыше 6,3 тысячи заявок.

На региональный учёт в Государственной информационной системе поставлено более 4 тысяч таких объектов. Для чего это делается? Законодательством вводится новый порядок учёта и надзора с учётом воздействия объектов на окружающую среду. Для крупных загрязнителей с 2019 года появятся дополнительные требования по внедрению доступных технологий, оборудованию источников загрязнений автоматическими устройствами контроля, получению комплексных разрешений. Если предприятия не будут выполнять такие требования, то штрафы для них значительно возрастут.

Конечно, есть и некоторые шероховатости в применении новых подходов. Например, были прецеденты, когда предприятия, стремясь в будущем избежать исполнения требований законодательства, пытаются понизить категорийность (опасность) объектов, представляя их более безопасными для населения и окружающей среды, чем это есть на самом деле. Хочу подчеркнуть, что не всегда принимаемые нами решения по регулированию негативного воздействия устраивают предприятия, мы вступаем с ними в диалоги, иногда в дискуссию, в том числе и в судебном порядке. Нередко в ход идёт разная аргументация: это градообразующие предприятия, они создают рабочие места. Это, безусловно, важно, но у работников данных предприятий есть свои семьи, и они хотят жить в чистом городе и растить здоровых детей. И наша обязанность – защитить их интересы и их право на благоприятную окружающую среду. Поэтому, несмотря ни на что, для нас приоритет – экологическая безопасность населения, и мы последовательно отстаиваем эту принципиальную позицию.

О паводке и воде

– Нынешний паводок прошёл не на пике своих возможностей. Проблем для населения с качеством воды не было. Особое внимание мы уделяем участку реки Вятки от Слободского до Кирова. Исторически сложилось, что выше единственного водозабора, обеспечивающего питьевой водой кировчан, расположены химически загрязнённые пойменные территории Вятки. Это результат деятельности промпредприятий бывшего Кирово-Чепецкого химического комбината. Ежегодно в период половодья при выходе реки на загрязнённую пойму происходит загрязнение воды в реке Вятке аммонийным азотом.

Многие помнят ситуацию 2010 года, когда жителям Кирова из-за загрязнения реки Вятки в районе водозабора азотом аммония в течение пяти дней было рекомендовано не использовать водопроводную воду для питьевых нужд. Чтобы подобное не повторялось, министерством разработан порядок наблюдений за качеством воды реки на данном участке в паводковый период. Ежегодный мониторинг даёт возможность прогнозировать ситуацию и принимать меры, чтобы не допустить повторения ситуации.

Что касается качества воды в наших реках, могу привести некоторые цифры  Кировского гидрометеорологического центра. Качество природной воды оценивается на 16 водоёмах. В 2016 году примерно 7 процентов створов было отнесено к слабозагрязненным. 3 процента створов была грязная вода. 90 процентов створов водных объектов характеризуются третьим классом загрязнения из существующих пяти. В целом, если сравнивать с другими регионами в Приволжском федеральном округе, ситуация в Кировской области остаётся относительно благоприятной, мы занимаем шестое место из 14.

О тех, кто загрязняет воды

– В то же время отмечу, что министерством для своевременного выявления источников загрязнения на водных объектах ведётся, можно сказать,  двойной контроль. С одной стороны, мы ведем мониторинг и анализируем качество воды в местах сброса стоков с определением источников загрязнения. Так, за прошедший год исследовано более тысячи проб воды. С другой стороны, мы проводим анализ отчётных данных предприятий и в случае превышений нормативов подключаем региональный или федеральный надзор для инициирования внеплановых проверок.

В 2016 году были выявлены восемь предприятий, сточные воды которых существенно ухудшали качество воды. Высокий уровень загрязнения с содержанием ртути в 2016-м ежеквартально отмечался при сбросе сточных вод предприятием ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк». В результате министерством в 2017 году было принято решение запретить предприятию пользоваться рекой Елховкой до устранения нарушений законодательства. Это должно сподвигнуть завод принять меры – улучшить качество стока до нормативного. Причём сделать это не в следующей пятилетке, а в ближайшие два-три года.

О населённых пунктах, в которых есть плотины

– Министерством постоянно решаются вопросы, связанные с безопасностью гидротехнических сооружений, расположенных на реках Кировской области. За последние пять лет приведены в безопасное техническое состояние шесть крупных гидроузлов. Общие затраты на выполнение мероприятий составили более 90 миллионов рублей. Предотвращённый ущерб – около 270 миллионов рублей. Могли пострадать люди, жилая застройка, автомобильные дороги, другие объекты.

Самый значимый объект последних лет, который вызывает у нас чувство гордости, – строительство берегоукрепления реки Вятка в городе Вятские Поляны, где происходили размыв и обрушение берега во время паводков. В результате от разрушения защищены 26 индивидуальных жилых домов, единственный в России дом-музей оружейника Г.С. Шпагина, Никольский собор XVIII века, сети водопровода и канализации, линии электропередачи. Размер предотвращенного ущерба – около 450 миллионов рублей при общих затратах на строительство в 72 миллиона.

В этом году мы начинаем работы ещё на нескольких объектах. Среди них – строительство берегоукрепления на реке Тойменке в Вятских Полянах. Его общая стоимость – более 100 миллионов рублей, привлечённые средства федерального бюджета – более 70 миллионов.

Также мы начинаем планировать и готовиться к работам 2018–2020 годов. Это строительство берегоукрепления Белохолуницкого водохранилища, реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений в Кильмезском, Даровском, Уржумском и Унинском районах. Проектная документация уже разработана.

О проекте «Ленточные парки Кирова»

– Это долгоиграющий проект, в котором кроме нашего министерства, планируется участие администрации областного центра, представителей бизнеса, желающих благоустроить часть смежной береговой зоны.

Мы планируем привлечь федеральные средства на экологическую реабилитацию рек – расчистку акваторий и дна реки, а благоустройство прилегающих территорий будет задачей местной власти. В этом году проект запускается. Из трёх рек (Люльченка, Мостовица и Хлыновка) пока остановились на одной – Хлыновке. В результате в 2019 году на её берегах должна появиться благоустроенная территория с прогулочными и велосипедными дорожками, небольшими озеленёнными скверами в свободных карманах, скамейками для отдыха вдоль малых городских речек, которые сейчас находятся в удручающем состоянии.

В текущем году необходимо подготовить обоснование для выделения средств на расчистку и согласовать заявку в Росводресурсах, в следующем году – разработать проект, а к 2019-му выполнить сами работы. Руководство Кирова уже дало поручения по подготовке соответствующего нормативного акта о создании рекреационной зоны вдоль реки Хлыновки, а также концепции по благоустройству, единой для всей территории.

Об активистах-экологах

– Наше ведомство постоянно контактирует с общественными экологическими организациями. Конечно, таких организаций пока у нас в области немного, но можно привести яркий пример успешного взаимодействия – обеспокоенность жителей города Кирово-Чепецка состоянием атмосферного воздуха, инициативность общественной организации «Чепецк.Ру» и поддержка министерства помогли снять напряжённость в этом городе. На протяжении последних нескольких лет измерения концентрации хлороводорода в воздухе проводятся в круглосуточном режиме с использованием автоматического газоанализатора.
Сейчас ситуация стабильная. Такие меры, думаю, заставили скрытых нарушителей (а ведь многие годы не удавалось выявить источники загрязнения хлором и хлорсодержащими соединениями в городе) почувствовать потенциальный контроль и принять меры, исключающие залповые выбросы в атмосферу.

При нашем министерстве уже несколько лет действует общественный совет. В этом году во взаимодействии с молодёжным правительством области возобновил деятельность корпус общественных инспекторов экологического контроля. Это принципиально новый уровень работы: подготовленные нами активисты-экологи помогают в работе, выявляют и фиксируют нарушения. В основном это молодёжь, студенты, но есть и люди среднего возраста.
Первым пятнадцати контролёрам удостоверения вручал глава региона Игорь Васильев на церемонии открытия Года экологии в Кировской области. Сейчас их уже около пятидесяти человек.

И это очень важно, так как без помощи добиться реальных результатов в решении ряда наболевших вопросов, таких, например, как борьба со свалками, мы однозначно не сможем. Нами специально создан особый слой «Общественный контроль» на геоинформационной карте «ГИС-экология». Сейчас любой житель нашего региона может направить информацию об обнаруженной свалке с помощью мобильного приложения или с персонального компьютера. Подробное руководство по работе в системе и мобильном приложении – http://priroda.kirovreg.ru/ekologicheskiy-nadzor/Общественный контроль выложено на сайте министерства охраны окружающей среды. Причём на карте будет виден статус свалки: красная – обнаружена, жёлтая – в процессе ликвидации, зелёная – свалка убрана. Ну а наше министерство будет осуществлять контроль за процессом ликвидации свалок и добиваться их полного устранения.

О полигонах ТБО и горящих свалках

– Раз уж мы заговорили о свалках, то давайте ещё немного остановимся на этой крайне злободневной теме. Конечно, говорить о них можно бесконечно, просто потому, что, к сожалению, отнюдь не все наши граждане проявляют экологическую сознательность, но при этом практически все хотят жить в чистой среде.

Что делаем мы как орган власти. Буквально несколько  цифр.
С 2001-го по 2010 год на территории области при непосредственном участии министерства построены 15 полигонов ТБО, на трёх объектах проведено обустройство (восстановление части сооружений). С 2013 года в рамках реализации областных программ действует система предоставления субсидий областного бюджета местным бюджетам на ликвидацию свалок бытовых отходов. Совместными усилиями удалось ликвидировать 109 крупных поселковых свалок.

Конечно, мы работаем и принимаем меры, но добиться решения данной проблемы без всеобщей ответственности невозможно. Как бы мы ни старались изменить ситуацию, сделать это только силами органов власти просто нереально, так как к каждому безответственному человеку инспектора мы приставить не сможем. Вот и получается, что главными движителями борьбы с мусорными свалками должны стать сами граждане, их экологическая культура и экологическое сознание. Все хорошо знают старую поговорку: «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят». Это должно стать девизом сознательного гражданского общества.

Также существует проблема периодического возгорания бытовых отходов на свалках. Её мы держим на постоянном контроле, проводим работу с администрациями и эксплуатирующими организациями. Только за последние полгода благодаря оперативным действиям потушены возгорания на свалках в Оричах, Кирсе, Рудничном, в Фалёнском и Кильмезском районах. В том числе на муниципальном полигоне ТКО г. Кирово-Чепецка (в Перекопе), где около года происходило непрекращающееся тление отходов, иногда переходящее в горение с открытыми очагами пламени. Понадобились усилия правительства области, в том числе личное участие главы региона, администрации г. Кирово-Чепецка, чтобы была разработана система мер сначала по отсечению горящих участков от основной массы отходов, а затем по их тушению.

С 2011 года наше министерство оказывает информационную поддержку проекту по раздельному сбору мусора, который реализуется на территории города Кирова за счёт средств инвестора. Это и уже узнаваемые в городе ростовые куклы в форме мусорных баков, различные акции и мероприятия, новостные сюжеты и ролики социальной рекламы… На территории города установлено около 500 контейнеров для пластика и практически столько же для сбора бумаги. Всего собрано более 1,5 тысячи тонн бумаги и 3,4 тысячи тонн пластика.

Мы считаем, что раздельный сбор мусора – это не только современно и актуально для города, но и крайне необходимо: кировские полигоны уже переполнены.

О перспективах решения «мусорной» проблемы

– Завершая «мусорную тему», несколько слов о будущем. В 2016 году министерством без привлечения бюджетных средств была разработана территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными, на территории Кировской области. В соответствии с ней планируется строительство пяти крупных мусоросортировочных комплексов с полигонами для захоронения неутилизируемых отходов и 17 мусороперегрузочных станций с возможным устройством мусоросортировочных линий при некоторых из них. Вблизи мусоросортировочных станций планируется строительство предприятий по переработке отходов во вторичное сырьё.

Планы большие. Но давайте будем реалистами. Невозможно всё сделать в одно мгновение. По всей России отрасль обращения с отходами будет создаваться за счёт внебюджетных средств. Задача государства – создать условия для привлечения бизнеса в данную сферу. Понятно, что бизнес станет вкладываться в проекты, имеющие сроки окупаемости не более 7–9 лет. Возврат инвестиций может происходить только двумя способами: за счёт бюджета или за счёт тарифов.

Бюджет региона в настоящее время не сможет вложить несколько миллиардов рублей в новую инфраструктуру отрасли переработки отходов. Стоимость только одного современного завода по глубокой переработке мусора может составлять до 5 миллиардов рублей. Ожидать, что кто-то возьмёт и подарит такой завод Кировской области – утопия. Поэтому на вопрос: почему мы не запланировали в территориальной схеме такие заводы, отвечаю: будем планировать, но не сейчас. Необходимо учитывать не только экологический, но и социальный фактор. Сейчас население к росту тарифа в несколько десятков раз не готово. Думаю, что и у нас, как в Европе, Японии, появятся такие современные предприятия, но это процесс постепенный и этапный. Управленческие решения, которые принимаются властью, это всегда комплексный вопрос, нужно учитывать не только наши стремления к использованию новейших технологий и строительству современных заводов, но и в первую очередь социальный фактор.

Тема полигонов коммунальных отходов тоже не так непроста, как кажется на первый взгляд. Кстати, в СМИ в последнее время можно встретить точку зрения, что полигоны нам не нужны, а нужны перерабатывающие предприятия. Думается, что это либо популизм, либо недостаточное знание вопроса. Существующие технологии мусоросортировки позволяют осуществить выборку примерно до 20% от общего объёма отходов. Таким образом, всегда будет оставаться так называемая «неутилизируемая» часть, или «хвосты», для размещения которых требуются полигоны. Исключение составляют лишь мусоросжигательные заводы либо заводы с плазменными технологиями. Но это, как я уже сказала, очень дорого, окупаемость за счёт тарифов может составлять несколько десятков лет.

О том, где размещать полигоны ТКО, особенно, для крупных населённых пунктов

– Конечно, любой скажет: «Подальше от населённого пункта». Вопрос – на сколько подальше?  На 30 или на 300 километров? Специалисты оперируют понятием «рентабельное плечо вывоза»: оно может составлять до 50 километров. Чем ближе, тем меньше стоимость вывоза отходов и меньше тариф для населения. Но территории вокруг крупных городов обычно уже густо заселены, в том числе большое количество дачных посёлков, и, конечно, никто не хочет появления мусорного полигона поблизости. В результате новый объект – это всегда социальная напряжённость и конфликт между интересами городских и сельских жителей.

Единственное, на что следует опираться в таком вопросе, – официальное заключение и экспертизы о соответствии законодательству, которые дают профессионалы и специалисты. Таким заключениям о соблюдении требований безопасности население должно доверять. Они, и только они, дают государственную гарантию обеспечения экологической безопасности при проектировании и строительстве подобных объектов. А как они будут эксплуатироваться – это задача надзора. При желании граждан можно также организовать действенный общественный контроль.

Об опасных отходах

– Не могу не сказать ещё об одном направлении, на которое наше министерство делает особый акцент и активно продвигает в Год экологии. Это сбор люминесцентных и энергосберегающих ламп от населения, которые несут опасность для окружающей среды, связанную с наличием в них ртути. Сейчас ситуация со сбором ламп в Кирове меняется, мы нашли понимание у руководства города, в июне планируется публичное освещение данной темы.

Мало кто знает о том, что на сегодня обязанностью управляющих компаний является организация мест сбора опасных отходов, образующихся в жилых помещениях. Однако и такая услуга населению должным образом не оказывается. Предполагаю, что УК сознательно не афишируют свои места сбора ртутных ламп, чтобы этим не заниматься. Сейчас администрация города Кирова берёт вопрос на контроль: информация должна быть размещена в каждом подъезде, в том числе граждане получат телефон «горячей линии» и смогут ею воспользоваться, если со сдачей таких отходов через УК у них возникнут проблемы. Также по инициативе специализированного предприятия «Куприт», торговых сетей «Кристалл-электро» и «Алтай-сервис» установлены экобоксы для приёма ртутных ламп от населения, такой же контейнер планируется разместить у нашего министерства. В этом же году начнём отрабатывать аналогичную систему в городах Кирово-Чепецке, Слободском, позже – в Котельниче и Вятских Полянах.

О том, как охота влияет на экологию

– Охота – исконно любимое занятие вятских мужчин. И это нормально, если она не наносит ущерба животному миру области и ведётся в разумных пределах. Надзор за добычей животных осуществляют госинспекторы управления охраны и использования животного мира. По итогам 2016 года сумма предъявленных исков за ущерб, причинённый охотничьим ресурсам, увеличилась в 2,5 раза и составила 1 миллион рублей. Количество лиц, привлечённых к уголовной ответственности за незаконную добычу лося, выросло в четыре раза.

То, как взаимосвязаны охота и экология – очень важная тема. Например, в рамках предотвращения заноса вируса африканской чумы свиней (АЧС) на территории области вокруг всех свиноводческих предприятий созданы трёхкилометровые зоны, свободные от диких кабанов. Кроме того, на границах с соседними субъектами, неблагополучными по АЧС, созданы зоны шириной до 10 километров, в которых плотность популяции кабана была снижена до необходимого уровня.

Ещё одна злободневная тема, особенно для северных районов области, – количество волков. Работа по корректировке их численности ведётся постоянно силами наших инспекторов и охотпользователей. С начала 2016 года было отстреляно 253 волка. Мы с вами уже упоминали «охотничий» слой на портале «ГИС «Экология». Так вот, на нём есть сведения и об инспекторах охотничьего надзора, включая телефоны, по которым можно позвонить, если появилась информация о волках.

Надеюсь, что и новый областной закон, принятый в феврале 2017 года, поможет в регулировании численности хищника, так как в нём предусмотрены механизмы поощрения охотников, участвующих в мероприятиях по добыче волков.

О списках браконьеров и загрязнителей окружающей среды

– Как говорится, знание – сила. Зная тех, кто уже совершил какое-либо противоправное деяние, мы можем более пристально осуществлять надзор и контроль за их деятельностью. Сейчас нами составлены и размещены на сайте правительства области два реестра – реестр недобросовестных охотпользователей и реестр недобросовестных природопользователей. В то же время у каждого природопользователя, попавшего в эти перечни, всегда есть потенциальная возможность исправиться и перейти в категорию добросовестных.

Вообще, мы надеемся на сознательность и помощь граждан. Мы благодарны всем, кто обращается к нам с информацией о конкретных правонарушениях.
Подчеркну, что количество обращений растёт. Если в 2015 году в наше министерство обратилось 249 граждан, то в 2016 году было уже 703 обращения.

Конечно, в области есть экологические проблемы. И их не может не быть, так как экономическое развитие всегда сопровождается комплексом экологических проблем. Но ситуация в нашем регионе не является кризисной или опасной для населения. А возникающие и уже имеющиеся проблемы мы последовательно и постепенно хотя порой из-за отсутствия финансовых средств не очень быстро, но решаем. И наше министерство, и правительство области делаем всё возможное, а иногда и невозможное, чтобы уменьшить риски и повысить экологическую безопасность региона.

Оригинал

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ