Алексей Ульянов

Журналист, фотограф, блогер

Ровно тридцать лет назад Наталья Исаева пришла в кировский драмтеатр

128

Моя встреча с актрисой кировского драмтеатра Натальей Исаевой не случайна. Во-первых прима вятских подмостков на днях вернулась из столицы, где получила в торжественной обстановке знак «Народной артистки РФ», во-вторых, в марте исполняется ровно тридцать лет с того момента, как Наталья Николаевна пришла в драмтетатр, в котором предано служит Мельпомене до сих пор. В-третьих, 8 марта – хороший повод пообщаться с красивой и мудрой женщиной.

- Наталья Николаевна, поздравляю Вас с получением высокого звания!
- Спасибо! (Улыбается). Меня переполняют чувства. Награждение состоялось в Бетховенском зале Большого театра. Присутствовали артисты и деятели культуры и искусства: Леонид Куравлев, Борис Невзоров, Григорий Лепс, Мария Аронова, Алексей Блохин, Евгений Редько, молодые солисты большого театра, художники. Нас было где-то человек сорок, кому в этот день вручали правительственные награды.
- К своему сожалению, я даже не представляю, как выглядит нагрудный знак «Народный артист РФ». Кажется, что деятели искусств не часто в повседневной жизни прикрепляют его на лацкан?
- Министр культуры Дмитрий Мединский вручил мне бархатную коробочку, а в ней удостоверение и два значка – один большой позолоченный, а другой – маленький нагрудный. Не думаю, что я когда-нибудь буду носить эти значки. Не вижу необходимости.
- Но, как полагается, обмыли награду?
- Разумеется. Обмывала в шампанском, как в старых фильмах. Святое дело, считаю. Забавно, что приказ о присвоении звания подписал Медведев в марте прошлого года, а в удостоверении стоит уже автограф Путина. Видите, какой длинный путь проделал мой «Народный», даже президенты успели поменяться! (Улыбается).
- Сколько сейчас народных артистов в драмтеатре?
- Поскольку Тамара Ветко ушла на заслуженный отдых, Галина Малышева – тоже.Сейчас в труппе два народных – я и Владимир Смирнов. Конечно, хочется, чтобы было больше народных артистов, поскольку это, в первую очередь, престиж театра. А для артиста – это определенный потолок, высшее достижение на актерском поприще. Однако получить звание одно, другое, каждой новой ролью его подтверждать. Ведь звание зарабатывается приличным количеством удачно сыгранных ролей.
- А сколько у Вас ролей?
- Никогда не считала. Наверное, за 80.
- Я лично впервые Вас увидел в спектакле «Звезды на утреннем небе», где вы играли проститутку Лорку. Помню, что постановка произвела на меня неизгладимое впечатление. Это был Ваш первый спектакль?
- Конечно, нет. Ровно тридцать лет назад, в марте 1983 года, после окончания свердловского театрального училища, я оформилась на работу в кировский драмтеатр. Первые мой спектакли – «В той девушке что-то есть» в постановке Евгения Степанцева. Это была добротная комедия, помню, что были аншлаги. Я поняла, что меня принял и полюбил незнакомый город. И я ответила взаимностью. Это мой первый и последний театр. Такое редко бывает. Я однолюбка. Привыкла жить по правилу, что коней на переправе не меняют. Звали в другие города: в Санкт-Петербург, Ригу, Пермь. Но как-то не сложилось, портал не открылся. Наверное, Вятка – это моя судьба. А если говорить про спектакль «Звезды на утреннем небе», то он получился знаковым для меня, он девять лет шел при аншлагах. Настолько мы всколыхнули им Кировскую область, и не только! Тогда мы активно гастролировали. Помню, как нам рукоплескала Украина. Помню, в Донецке, публика после спектакля чуть не смела нас со сцены, такая сильная была эйфория! Проблематика спектакля была щекотливая для 90-х – проститутки. Это был определенный тренд, говоря современным языком, новая тема. В СССР у нас же секса не было! (Улыбается). После одного нашего спектакля произошло обсуждение со студентами «политеха», во время которого какая-то женщина-педагог начала нас уличать, что это мы на щиты подняли падших женщин. Я резко ответила. Может быть, не права была, не знаю. Сказала, что человечество по образу и подобию не делится на людей первого и второго сорта, проститутками становятся в нашем обществе не от распущенности, а по другим причинам. Кому-то повезло больше, моей Лорке – нет.
наталья исаева
- Уже в старших классах я посмотрел «Идиота» и буквально влюбился в Настасью Филипповну в Вашем исполнении. Что значит для Вас эта роль?
- Прежде всего, колоссальный опыт. Мне, как Настасье Филипповне, было 25 лет. Страшненько было примерять на себя такой мощный классический образ. Я раньше избегала Достоевского. А тут вчиталась в его текст и открыла для себя уникального писателя. Проглотила с большим кайфом «Идиота». Полюбила, прочувствовала свою героиню, но все равно было страшно выходить на сцену. Я по жизни максималистка. Были бессонные ночи, истерики. По ходу репетиций мы с режиссером Михаилом Салесом что-то придумывали, какие-то куски вставляли, удаляли. Был настоящий поиск, эксперимент. Настасья Филипповна, как комета, летела и долетела на нож Рогожина. Целенаправленно. А это чисто русский ментал. Ее несет стихия, гордость, неудовлетворенность. Ее мучает вопрос, почему я вещь и мной торгуют? Я до сих пор читаю монолог Настасьи Филипповны перед студентами, когда я провожу мастер-классы по речи. Хочу, чтобы они услышали мелодику красивейшей русской речи ХIX века.
- Выходит, что ваш конек – это роковые женщины?
- Женщины с надломом, которые на грани, мне интересны. Здесь есть, что играть. За 30 лет было немало хороших спектаклей с мощными женскими образами: «Корсиканка», «Юдифь», «Ханума». Возьмем «Зойкину квартиру», в которой я участвовала 15 лет назад, а недавно снова исполнила главную роль в римейке этого спектакля на сцене «драмы». В апреле в нашем театре будет премьера «Женитьбы Бальзаминова» Островского. Я играю сразу две роли, причем они все очень разные. Одна героиня в первом акте, другая – во втором. Я еще так раньше не работала, интересно – жуть!
- Раскусили ли вы загадку русских женщин?
- Это удивительная категория женщин. Сужу по своей маме, бабушке, по тем гениальным женщинам, которые меня окружают. Мы – земля, которая дает силу. Самые красивые – русские женщины, но это не только внешняя красота, но и духовная. Мы берегини. Нам не созидать очень сложно. Мы через тернии пробиваемся к светлому и доброму. В этом суть русской женщины, я так считаю.
- Считаете, что мужчину делает женщина, которая рядом?
- Безусловно, считаю именно так. Они создают уют, поддерживают и дают силы мужчине двигаться дальше. Мы сила! Вроде бы, мягкая сила, но она творит чудеса.
- Вы уже сказали, что однолюбка. Один театр, один муж…
- Совершенно верно. (Улыбается). Женя – мой единственный и дорогой. Сейчас он работает со мной в театре монтировщиком декораций. Мы знакомы со школы, учились в одном классе. А как он классно стоял на воротах! Женька был подающим надежды хоккеистом. Он играл за юниоров за горьковское «Торпедо». Однако он сделал свой выбор и поехал за мной в Киров…
- Поделитесь секретом семейного счастья?
- Я не буду оригинальной, повторю слова Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Сохранить отношения – это работа, ежедневная и изнурительная. Путь компромиссов. Нужно уметь прощать. Это главное, наверное...

ДОСЬЕ
Наталья Николаевна Исаева. Водолей. Родилась на Урале, в Пермской области, в городе Березники. Училась в театральном училище в Екатеринбурге (мастерская Александра Львовича Соколова). Второй срок возглавляет вятское отделение Союза театральных деятелей РФ. Последние15 лет профессионально занимается постановкой грамотной и красивой речи. Практически все молодые вятские журналисты на радио и телевидении – это ученики Натальи Исаевой. Любимые книга: «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Музыка: от Дмитрия Хворостовского до Григория Лепса и Земфиры. Активный пользователь сети интернет.

Алексей УЛЬЯНОВ, фото автора.

Оригинал