Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

Дети как средство зарабатывания премий и наград

17

В 4 и 5 классах на этой неделе завершился федеральный мониторинг по определению предметных и метапредметных умений школьников.

Работы были выложены на сайт kpmo.predm.ru в формате pdf, предметные составляли 10-12 страниц текста (рассчитана на 45 минут), метапредметные с учетом заданий и бланков ответов — более 20 (рассчитаны на 2 урока). Только на распечатку материалов для двух классов ушло два часа и полторы пачки бумаги. На проверку и ввод результатов на сайт учителя тратили по 5-6 часов. В масштабах страны эксперимент стоил сотен кубометров вырубленного леса и десятков тысяч человеко-часов.

Когда мальчик Данил в начале занятия увидел пачку альбомных листов, предназначенную для проверки его метапредметных умений, то заплакал.
Множество заданий, предложенных детям начальной школы, начиналось следующим: «Построй геометрическую фигуру... измерь транспортиром угол». Все бы ничего, но программа начальной школы не предусматривает темы по геометрии. Как и умений учащихся обозначать географические объекты, анализировать диаграммы и др., что содержались в тесте, одобренном Минобрнауки.

Дальше — больше:
«Факториалом натурального числа n (обозначается n!) называется произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно. Например, 4! = 1*2*3*4 = 24, 50! = 1*2*3... 4950 (многоточие означает «и так далее»).
Во сколько раз 100! больше, чем 99!? Запиши ответ в специальном бланке».
Или вот: «Маша купила булочку за 5 рублей, сок за 3 рубля, конфетку за 2 рубля. Сколько денег осталось у Маши?»

Проверочная работа, на одно чтение которой у обыкновенного ученика уходило до получаса, содержала массу неизвестных и непонятных ему слов: какие-то выдуманные ткани, восточные растения, научные термины. Слово «факториал» девять из десяти взрослых вгонит в ступор, что уж говорить про 10-летних детей.
В конце этой «стартовой» работы разревелась еще Тоня. Видя, что ее усилий не хватило и на половину вопросов, она горько всхлипывала: «Зачем вообще я пошла в школу?!» Большинство же ее товарищей сдержались, но их испуганные лица говорили сами за себя.

Проведение такого мониторинга, разработчиком которого является небезызвестная «Эврика» с небезызвестным модернизатором образования Адамским, планируется по нарастающей в пять последующих лет.

Одна учительница заметила: «Люди, далекие от образования и с больной фантазией воруют наше урочное время, здоровье учителей и детей — и им все сходит с рук. Урок, где учитель бережет каждую минутку и старается наполнить содержанием, отдается запросто на различные диагностики, которым нет конца! Это недоверие к учителю? Или очередная докторская? Или просто бред очередного чиновника?».

О том, что умные и продвинутые составители мониторинга забыли, что их задания будут выполнять живые люди, дети, говорит еще один факт. В качестве контрольно-измерительного материала для неперсонифицированной оценки личностных результатов учащихся было предложено развесить не менее 10 объявлений о мастер-классе некоего тренера по фитнесу, что состоится после уроков в течение 20 минут. Якобы процент пришедших ребят скажет о тяге школьного ученического коллектива к дополнительным занятиям физкультурой, ведению здорового образа жизни.

Может быть, и скажет. Только составители умолчали, что нам-то потом сказать этим собравшимся ребятам — так, пошутили? Тренера-то нет, фитнеса не будет?
По-моему, единственной целью мониторинга было обеспечение того результата, чтобы через 2 года ученики, занимающиеся по новым федеральным стандартам, написали лучше. Значит, нынешние должны были написать однозначно плохо. А то чем черт не шутит. В ином случае ведь спросят, зачем стандарты вводили — и полетят головы.

Реальные дети и их чувства сегодня интересовали авторов мониторинга меньше всего.

Оригинал