Юлия Пономарёва

Семейный, детский психолог

1 сентября – 20 причин для беспокойства о вашем ребёнке

410

Я хочу в этом посте поднять тему, набившую уже оскомину у родителей: готов ли ваш ребенок к школе? Уверена, что рюкзак собран и одежда отглажена. Ведь вы - заботливые мамы!

Но я спрашиваю не об этом и разговор веду о том, о чем и говорят, и не говорят одновременно педагоги и врачи.

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ? Причем не важно: в первый класс он идет или в 11. Проблемы одинаковы.

Психологическая готовность связана:

1. С правильным функционированием всех структур мозга и их своевременным созреванием.

2. С особенностями Личности самого ребенка, зрелостью его внутреннего Я, его характера, наличием внутреннего стержня.

3. Достаточной стрессоустойчивостью и способностью к адаптации.

Именно на этом строится восприятие ребенком школы и, следовательно, его успешность, успеваемость, интерес к учебе как источнику знаний.

Об этом твердят как воспитатели, так и учителя. НО! Сущность готовности к школе не раскрывается в должной мере, чтобы родителям было понятно: есть такие-то признаки неготовности и, следовательно, делать мне как родителю следует то-то и то-то.

Сейчас я немного поумничаю для тех, кто хочет разобраться в терминах. Остальные могут переходить к перечислению признаков психологической неготовности, т.е. к признакам стресса и дезадаптации вашего ребенка.

Что значит правильное функционирование всех структур мозга и их своевременное созревание? Это значит, что миелинизация нервного волокна проходит во время, нервные импульсы идут по нервным отросткам в нужном направлении. Нервные клетки мозга не были повреждены во время родов гипоксией и наркозом и во время включились в работу. Нервных связей между отделами головного мозга и полушариями достаточно. Каждая психическая функция (внимание, мышление, память, воображение, воля и т.д.) развита в должной мере (согласно возраста).

Что означает зрелость внутреннего Я? Ребенок умеет управлять собой и своими действиями, осознает свои желания и последствия их осуществления, умеет ставить цели. Понимает, какой он, какие у него сильные и слабые стороны.

Что означает стрессоустойчивость и способность к адаптации? Ребенок умеет выстраивать коммуникации, воспринимает окружающий мир адекватно стимулам, идущим от него. Умеет просить о помощи, но при этом уверен в себе и самостоятелен по своему возрасту. На негативные стимулы реакция и переживания адекватные и не слишком длительные.

Я привела данную терминологию для того, чтобы показать серьезность проблемы, серьезность тех переживаний, которые происходят внутри ребенка, если он психологически не созрел для школы, т.е. по сути для взрослой жизни. И проблема еще в том, что ребенок не может сформулировать, что с ним происходит, потому что у него нет еще такого навыка. Как понять, что ребенок не готов к школе?

20 ПРИЗНАКОВ ОТСУТСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1. Не хочет идти в школу.

2. Идет в школу для общения с одноклассниками.

3. Не может собраться самостоятельно делать домашние задания.

4. Делает домашние задания очень долго.

5. Не успевает работать в классе.

6. Получает плохие оценки.

7. Совсем может не учиться.

8. Не любит читать.

9. Читает, но смысл не понимает или не запоминает.

10. Боится учителей.

11. Чувствует себя неуверенно среди одноклассников.

12. Проявляет в школе или дома агрессивное поведение.

13. Неусидчив на уроке, вертится, ерзает.

14. Учит уроки, а ответить у доски не может.

15. Не проявляет интерес или боится школьных конкурсов, олимпиад, кружков.

16. Нет или 1-2 друга в классе.

17. Его обижают.

18. Часто болеет или имеет хронические заболевания: экземы, заболевания ЖКТ, бронхиты, лишний вес и т.д.

19. Интересуется только интернетом и играми в компьютер.

20. Врет.

Возникает законный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

5 ШАГОВ ПРОДВИНУТЫХ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В РАЗВИТИИ И АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

1. Начните обнимать своего ребенка, гладить по голове (в пределах, допускаемых ребенком), целуйте в щечку и лобик утром и перед сном, хвалите за хорошие дела, говорите «спасибо» за помощь.

2. Проводите больше совместного времени за игрой, на природе, на прогулках, главное с юмором и в хорошем настроении.

3. Позвольте личности ребенка полностью проявиться, не одергивайте его слишком часто, но запоминайте, что вам не нравится в его поведении, чтобы своим примером показать обратное.

4. Развивайте интерес ребенка, воображение и мышление через интересные факты, эксперименты и наблюдения. В интернете сейчас достаточно много интересного материала, а природа – просто кладезь интересных возможностей самораскрытия.

5. Читайте вслух всей семьей, выбирая интересную по возрасту и для всех книгу.

Такие не сложные действия помогут развить ребенка и наладить с ним контакт. Семья для ребенка – опора. И он в ней нуждается.

Если в списке признаков вы отметили хотя бы один, обратитесь к психологу, чтобы понять глубинные причины симптома и помочь ребенку стать более успешным и счастливым.

А помощь им нужна. Наш мир меняется очень быстро, и необходимо учиться быть в нем не середнячком, а преуспевающим человеком.

#Счастья и #любви вашей #семье.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ