Сергей Смолин

Журналист

Беда от алкоголя

25

Удар по рынку алкоголя

Кировская область стала первым регионом России, когда осенью 2012 года начала антиалкогольную компанию. Но уже сегодня очевидно, что проводимая борьба с «зеленым змеем» имеет не только положительные стороны, но и несет с собой негативные моменты.



Для Кировской области антиалкогольная компания началась с того момента, когда 29 сентября 2012 года региональное правительство издало постановление, в котором устанавливало дополнительные ограничения времени ее розничной продажи на территории региона. Согласно этому документу запрещена розничная продажа всей алкогольной продукции с 23 часов (по воскресеньям – с 17 часов) до 10 часов утра.

С 1 января 2013 года, в соответствии с изменениями федерального законодательства, была запрещена продажа любой алкогольной продукции, включая пиво, в нестационарных торговых объектах.

В марте этого же года стартовал пилотный проект областного УМВД «Народный контроль», призванный бороться с продажей суррогатных спиртных напитков путем привлечения к контрольным мероприятиям кировской общественности, и в первую голову студенческой молодежи.

Нужно отметить, что «осеннее обострение» борьбы с алкоголем не является чем-то уникальным. Еще в апреле 2011 года областное правительство утвердило региональную целевую программу «Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Кировской области» на 2011 - 2013 годы». В реализацию ее планировалось вложить 8 234,9 тыс. рублей из областного бюджета. Заказчиком, распорядителем средств и исполнителем программы выступал областной департамент здравоохранения. По ее итогам ожидалось снижение продажи алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе в расчете на душу населения, количества острых отравлений спиртосодержащей продукцией, заболеваемости алкогольными психозами, смертности от отравлений алкоголем, количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Среди мероприятий, призванных отвлечь население от пьянки значились изготовление и распространение информационных материалов о вредных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией, проведение просветительских мероприятий, изготовление и установка на территории области баннеров, организация курсов повышения квалификации и областных семинаров для педагогических работников по проблемам формирования здорового образа жизни и др.

Все эти меры, естественно, сказались на рынке оборота алкогольной продукции, но все же главным ударом по нему стало введение с 1 января 2013 года новой ставки акцизных сборов, в результате которой стоимость бутылки водки выросла со 125 рублей до 170.

Напомним, что увеличение акцизов произошло после принятия в ноябре 2012 года федерального закона «Об индексации ставок акцизов на 2013-2015 годы».

Сокращение производства, безработица и кошелек покупателя

Федеральная статистика свидетельствует, что продажи алкогольной продукции в 1 квартале текущего года (в абсолютном алкоголе) снизились на 2,2%. Наибольшее падение продемонстрировали реализация водки и ликероводочной продукции (снижение на 7,8%), пива (-2,6%) и слабоалкогольных напитков (-3,3%).

После введение в действие федерального запрета на продажу пива в мелкорозничных магазинах площадью до 50 кв. м, ларьках и киосках, а также повышения акцизной ставки с 12 рублей за литр до 15 рублей, о снижении продаж заявили такие заграничные пивные компании как Heineken и Efes Rus.

Аналогичная ситуация отмечается и в Кировской области. Директор «Торговой компании «Вятич» Руслан Владимиров говорит, что пивной рынок «просел» на 20%. «Вятич», единственный на всю область производитель пива, стремится покрыть сокращение продаж за счет других рынков, в частности, расширяя свое присутствие в близлежащих регионах, таких как республика Коми и др.
По водке ситуация носит еще более критический характер. На федеральном уровне о сокращении производства заявил такой крупный производитель этой продукции, как компания «Синергия». В нашем регионе об этом же заявило ОАО «Уржумский СВЗ». Главный бухгалтер завода Дмитрий Митягин говорит, что в 1 квартале текущего года наблюдается падение реализации уржумской водки почти на 30%.

В руководстве завода говорят уже не только о снижении производства, но и подтверждают информацию о сокращении 40 рабочих мест. В настоящее время люди получили на руки предупреждение о сокращении, соответствующие данные переданы в службу занятости населения. Однако, слухи о второй волне сокращений, которые должны произойти в августе, предложили считать не соответствующими действительности. Впрочем, для района, в котором только официально зарегистрировано 710 безработных, увеличение их численности на 40 человек даст рост этого показателя на 5,6%. И это не вдаваясь в рассуждения, что значит потеря для каждого из сокращенных основного источника существования.

К слову сказать, «Уржумка» осталась единственным в области производителем крепкого алкоголя после банкротства в 2010 году Слободского СВЗ и в 2011 году Яранского. В Яранске закрытие СВЗ (а также других предприятий, принадлежащих Николаю Ганжеле) привело к тому, что уровень безработицы в районе превышает областные показатели.

Социальные последствия проседания рынка оборота алкогольной продукции не ограничиваются ростом безработицы. Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что снижение производства крепкого алкоголя в последние месяцы ударит прежде всего по кошелькам обычных граждан.
- Акциз производитель платит лишь формально, на самом деле его оплачивает покупатель, - подчеркивает эксперт.
По его словам, удорожание крепких алкогольных напитков приведет к росту продаж нелегальной водки, самогона и суррогатов. И такой прогноз находит свое статистическое подтверждение. Так, например, по данным токсикологического мониторинга, проводимого Кировским региональным управлением Роспотребнадзора, за 1 кв. 2013 г. в области зарегистрировано 462 случая острых отравлений химической этиологии (ООХЭ), что выше аналогичного периода 2012 г. (445 сл., темп прироста показателя распространенности ООХЭ составил 4,9%). При этом отмечается, что 1 место среди них занимает отравление алкоголем и его суррогатами.

Бюджетные потери

Помимо социальных последствий, снижение продаж алкоголя сказалось и на поступлениях в федеральный и областной бюджеты, которые являются основными получателями доходов от акцизных сборов на алкоголь.

К сведению читателей, с 1 января 2013 г. вступили в действие новые правила распределения акцизных денег между федеральным и региональными бюджетами. Согласно им, 60% акцизов от продажи крепкого алкоголя поступают в федеральный бюджет, 40% - в областной.

До проведения очередной антиалкогольной компании Федеральная налоговая служба отмечала, что акцизные поступления от российских производителей алкоголя в 2012 году составили рекордные 242,5 миллиарда рублей, увеличившись на 27 процентов по сравнению с 2011 годом. Самый значительный рост - 45 процентов - обеспечил крепкий алкоголь.

По данным областного департамента финансов, в 2012 году в Кировской области также отмечался рост доходов по подакцизным товарам на 4,5%. Однако в первом квартале 2013 году в региональный бюджет таких доходов поступило всего 203,1 млн. рублей, что на 16,3% ниже прошлогоднего показателя.

Как отмечают финансисты, такая ситуация складывается не только в нашей области, но и в других субъектах Приволжского федерального округа, и связана она с падением производства водки.

Естественно, что потеря бюджетных доходов скажется на исполнении расходной его части, в том числе и связанных с социальной сферой.

Сомнительные итоги

Таким образом, сегодня уже можно подводить предварительные итоги проводимой на федеральном и областном уровне антиалкогольной компании.

Во-первых, все принятые решения не привели пока к уничтожению у населения тяги к спиртному. Данные Кировского управления Роспотребнадзора свидетельствуют, что в 1 квартале 2013 года произошел рост летальных случаев от отравления алкоголем и его суррогатами с 92 до 113 случаев. В структуре показателей летальности алкогольные отравления выросли с 39,7% до 50,4%.
Во-вторых, кировские производители вынуждены сокращать производство, что приводит, с одной стороны, к потере доходов областного бюджета, а с другой, - к сокращению работников предприятий и росту безработицы.

Оригинал