Игорь Олин

Директор школы, учитель истории

Крушение принципов ЕГЭизации школы

23

Едва начавшись, аттестационный период 2013 года наглядно продемонстрировал, что школьная реформа, венцом которой явилось введение Единого государственного экзамена, оказалась в тупике.

Десять лет назад наши выпускники, впервые попав под эксперимент, писали пробный ЕГЭ по математике. Еще можно было получить «двойку» на экзамене — в аттестат шла годовая отметка. Введение новой формы оценивания результатов среднего образования вызвало тогда не только тревоги, но и надежды. Признаюсь, поначалу я был сторонником этой идеи, считая убедительными доводы реформаторов.

Напомню ключевые из них:

1) ЕГЭ ликвидирует коррупцию при приеме в вузы;

2) поставит абитуриентов в равные условия, даст шанс талантливым детям из провинции поступить в престижные учебные заведения;

3) в сравнении с положением, когда выпускникам приходилось дважды сдавать экзамены (сначала в школе, затем в вузе), он создаст для детей щадящие условия, меньше будет сказываться на их психике и здоровье;

4) станет инструментом для повышения качества школьного образования.

Уже пять лет ЕГЭ проводится в штатном режиме по всей стране, пора бы привыкнуть и ликвидировать все недостатки. Но, увы, с каждым разом ЕГЭ все более дискредитирует себя. В кампанию-2013 стало окончательно ясно, что ни одна из заявленных ранее целей не оказалась достигнута.

Единый экзамен постоянно сотрясают коррупционные скандалы. Притчей во языцех стала ситуация, при которой наивысшее количество баллов по русскому языку в среднем набирают учащиеся из кавказских республик. Судя по информации СМИ, в России немало мест, где хороший результат покупают за определенную мзду. Зная и любя родную державу, можно было бы еще смириться, подавить в себе возмущение по поводу данных явлений.

Но у меня нет цензурных слов для характеристики факта, о котором сообщила 28 мая «Учительская газета» — «за несколько дней до проведения ЕГЭ по истории, биологии, информатике, математике, обществознанию и химии все экзаменационные задания по этим предметам обнаружены в открытом доступе». На американском анонимном файлообменном сервере anonymousdelivers.us выложены архивы, где по каждому предмету задания сгруппированы по четырем зонам: «Дальний Восток», «Сибирь», «Урал» и «Центр». За 3000 рублей можно купить, там настоящие каталоги заданий.

Это вообще-то приговор обществу, которое якобы так много делает для сохранения морального облика молодежи, но в реалиях этой циничной продажи — вся цена антикоррупционной кампании по выбору и пафосных патриотических речей.

Однако о равных условиях для выпускников говорить не приходилось и раньше. Фактически в стране сложилась ситуация с наличием «хороших» и «плохих» школ, чьи кадровые, материальные и прочие ресурсы несопоставимы. Все последнее десятилетие руководители системы образования с полным безразличием наблюдали за деградацией массовой школы. Когда беседуют директора сельских или даже районных школ и директора гимназий (лицеев), то им очень скоро становится ясно, что сходных проблем с управлением их учреждениями практически нет.

Неравные условия при обучении закрепляются неравными условиями для выпускников при организации самого экзамена. От многих сельских школ пункты проведения ЕГЭ находятся за десятки километров. Ребенку нужно встать непривычно рано, утомиться в дороге, молиться на транспорт, оказаться в чужих стенах, чтобы далеко в не лучшем состоянии садиться за экзаменационную работу.

Самые же большие вопросы связаны с проблемой сохранения здоровья школьников. О здоровьесберегающих технологиях в школе сегодня не говорит только ленивый. И какой беспримерной фальшью отдают подобные разговоры, когда они обрываются на ЕГЭ! Мы сохраняем здоровье будущего нации, чтобы угробить его в конце 11-го класса? Где исследования о том, какой стресс испытывают дети в течение десятидневного ожидания, когда от заполненной за несколько часов зашифрованной бумажки зависит итог всей школьной жизни, получение аттестата, вся судьба? Как сказывается на их психическом и нравственном здоровье понимание, что честность и добросовестность обучения в течение одиннадцати лет легко перечеркиваются ЕГЭ, допускающим любое мошенничество?

Какое тут качество обучения, если из года в год видны примеры, как лентяй и неуч прекрасно устраивается на бесплатном месте в университете, занимая его вместо умного и старательного?

И при этом тысячи школьников (которые совсем не мечтают о высшем образовании, а просто хотят счастливо жить и работать) не сдав обязательные ЕГЭ, не списав, не дав взятку, отбрасываются на обочину жизни. А глава правительства Д.А. Медведев согласился добавить к ним еще несколько десятков учащихся, призвав аннулировать работы тех, кто выложил свои КИМы в интернет. Несмотря на то, что они освоили школьную программу! Нонсенс, нет слов. Вы их оштрафуйте, но лишать аттестата?! Разве эти несчастные дети виноваты в убогости государственного экзамена, когда от их шалости зависит, что итоги ЕГЭ в целом можно поставить под сомнение?

Оригинал