Антон Касанов

Историк

Троллейбусы в Кирове: 70 лет на линии. Байки и истории.

50

Нина Михайловна Халявина, водитель троллейбуса

Совсем недавно, 9 мая внимание многих кировчан было приковано к старенькому троллейбусу, бесплатно возившему весь день всех желающих и в первую очередь ветеранов. Раритетная машина действительно привлекала всеобщий интерес, но мне, увы, так и не удалось на ней прокатиться. Зато, глядя на толпы довольных пассажиров, я припомнил, что именно в 2013 г. кировский троллейбус отмечает юбилей – 70-летие. 7 ноября 1943 г. по городу Кирову впервые проехался доселе невиданный здесь троллейбус. С тех пор минуло 70 лет, то этот вид транспорта все еще продолжает быть неотъемлемой частью городской жизни.
В честь юбилея я решил немного покопаться в архиве и нашел воспоминания разных людей (водителей, кондукторов, пассажиров) о первых кировских троллейбусах 40-50-х годов. Небольшая подборка историй ярко показывает, как начиналось троллейбусное движение в Кирове, жители которого ранее передвигались зачастую лишь на гужевых повозках.
Остановка «Площадь Лепсе». 1950-е гг.

«После стажировки мне доверили троллейбус №5, бывший конечно, далеко не совершенным. Зимы в ту войну стояли морозные и лютые, и ездить в троллейбусах было так холодно, что отнимались ноги. В морозные дни контактные провода покрывались льдом, и тогда кондуктору приходилось ехать на крыше троллейбуса с палкой в руках, очищая провода. Посадишь кондуктора на крышу и опасаешься: кто знает, что там наверху может случиться? В дождливую погоду крыши троллейбусов протекали, и пассажирам приходилось сидеть в салоне под зонтами. В мокрую погоду из-за плохой изоляции нередко пассажиров било током. Если пассажир был опытный, то он всячески старался избегать контакта с корпусом троллейбуса…Бывало приедешь к рынку или вокзалу – народу набьется до отказа. Троллейбус старый, перегрузки не выдерживает. Остановишься высадить всех – а они не ругаются, не шумят…Много цеплялось к троллейбусам «зайцев», и милиция старалась их ссаживать».


«На линии в первые годы выходили два-три троллейбуса, и ездили тогда без расписания. Народу у вокзала всегда садилось очень много, в салон набивалось по сто с лишним человек. Приедешь к поезду, народу столько набьется, что стоят и еле дышат. Внутри троллейбуса не было даже перегородки, отделяющей салон от кабины, стоял лишь один столбик. При резком торможении пассажиры падали прямо на меня. Капитальный ремонт машин ЯТБ-1 проводили на номерных военных заводах – имени Лепсе и «Сельмаше». Мой троллейбус стоял в ремонте на заводе имени Лепсе. Ремонтировали его пленные немцы. По-русски ничего не понимают, поэтому приходилось объяснять и показывать им по нескольку раз. Зато делали все очень аккуратно и качественно. Жили немцы в общежитии недалеко от завода».
Нина Ивановна Мякотина, водитель троллейбуса

«В 43-м пустили троллейбус. Ходил он от 1-го Кирова по улице Карла Маркса, потом по Коммуне к Гостинице и обратно. У меня братишка пошел в водители. Вот идешь, а троллейбус нагоняет, останавливается в любом месте. Брат зовет: «Садись! Тебя с ветерком или как?» – «Да как хочешь». Поехали! Движения тогда большого не было, контроля – тоже».
Валентин Кузьмич Городилов, пассажир

За 1945 г. троллейбусы в Кирове перевез 300 тыс. пассажиров и при этом дали 97 тыс. руб. убытка. Многие было недовольны работой троллейбусов (всего было 2), в час пик люди залезали буквально в окна, беря машины штурмом. В 1946 г. в связи с этим по городу ходила вот такая байка:
«Недавно, возвращаясь из командировки, начальник Кировского троллейбусного управления тов. Кочнов был приятно обрадован. У вокзала стоял троллейбус.
- Вот, - воскликнул он, - доказательство нашей хорошей работы. Садись и поезжай…
На полдороге троллейбус остановился – сгорела обмотка якоря мотора, и тов. Кочнову пришлось идти пешком.
- Случайность, - успокаивал себя начальник управления…».

«В те годы движение по улицам было незначительное, но если проходил троллейбус, то все машины его пропускали. Троллейбус был «королем» на наших дорогах и имел преимущество перед всеми остальными видами транспорта. Светофоров тогда не было, и на всех больших перекрестках стояли регулировщики. Хорошо помню – у гостиницы стояла регулировщица Валя, шустрая такая. Если шел троллейбус, то все машины разворачивала и пропускала меня в первую очередь. Много трудностей довелось пережить в начале пути, но работа водителя троллейбуса нравилась мне всегда. Едешь и знаешь, что тебя ждут пассажиры».
Нина Ивановна Мякотина, водитель троллейбуса

«На днях я ехал на троллейбусе № 4 со станции Киров-1 до Верхнего рынка. Купил, как полагается, билет за 1 рубль, а на нем написано «Баня, общее отделение». Я обратился к кондуктору с вопросом, почему вместо проездных билетов продают банные? Мне ответили, что это… одно и тоже! Убедившись в бесполезности спора, я решил проверить ответ кондуктора. Прихожу в баню, подаю билет, и мне предлагают зайти помыться. Мыться я, конечно, не стал, но с огорчением должен признать, что кондуктор троллейбуса оказался прав».
Пассажир И. Устюгов в письме в «Кировскую правду» от 16 июня 1948 г.

«Пошел я на остановку. Ждал долго, троллейбуса все не было. Пассажиров набралось уйма. Наконец показался один. Все обрадовались, засуетились. Но, увы! Никто не сел. Троллейбус №52 проскочил мимо остановки со второй космической скоростью. Какие-то четыре парня, сидевшие на его крыше, помахали нам руками. До станции Киров добрался пешком посошком. Там от старшего автоинспектора тов. Веркина узнал, что в графике движения троллейбусов по 2-му маршруту времени на посадку и высадку пассажиров не предусмотрено. Они должны это делать, по мнению руководителей троллейбусного управления, на ходу».
Пассажир К. Ершов в письме в «Кировскую правду» от 15 февраля 1959 г.

Оригинал