Оксана Савельева

Журналист

Пустите педагога в сети!

59
Сегодня как-то синхронно в новостных лентах твиттера, доступных мне, проскакивают сообщения об отключении сотрудников ряда организаций от социальных сетей и о том, что учителей будут дополнительно обучать правилам работы со школьными сайтами.

Второй процесс недавно у меня вызвал смешанную гамму эмоций: настроив, как умею, сайт для одного учебного заведения на неплохом хостинге без рекламы, который учебному заведению ничего не стоит, я с удивлениеим выслушала спустя несколько месяцев почти претензию: мол, у нас был специалист и он сказал, что наш сайт плохо ищется в сети…

Очевидно, предполагалось, что к настройке сайта и обучению педагогов работе с ним, а также предоставлению хостинга в бесплатном пакете услуг еще должны быть лекции типа «Основы продвижения сайтов» или «100500 советов, как привлечь читателей на свой ресурс», Гугль, яндекс, литература? Нет, не слышали.

По поводу того, как от школ требуют сайты, а одновременно требуют экономию средств, а потом наказывают за то, что на школьном сайте (ааааа!) вылезают баннеры со всякими непотребствами, я лучше помолчу.

А вот о том, что работникам школы перекрывают доступ в социальные сети через школьный (рабочий) интернет, хотела бы черкнуть пару слов в срочном режиме.

Потому что это само по себе преступление против школьников. И намеренно возводимая преграда для педагогов в плане контроля за поведением и настроениями учащихся. Странно, неужели этого не видят люди, вводящие запреты?

Считается, что социальные сети — это развлечение, место обмена «фотками котиков, вечеринок и праздников», а еще хранилище музыки и видео (часто пиратских и с совсем нерабочим настроем!), а еще дурацкие игры — в общем, всего того, чему в рабочее время на компьютере педагога не место!

С другой стороны, именно в социальных сетях учащиеся на своих личных страничках раскрываются так, как, возможно, не позволяют себе «раскрыться» прилюдно в пресловутом школьном «реале».

Ну не будет же каждый школьник контролировать свои «лайки» и «классы» различным фоткам, роликам и статусам из боязни, что его «засекут» родители, старшие родственники или учителя! «Эффект случайного попутчика в вагоне» в сети срабатывает не хуже.

И это было бы почти находкой для педагога — прежде всего в плане контроля за своими подопечными. А вдруг у ребенка, а тем паче подростка появились «левые» мысли? А вдруг связался не стой компанией или задумал что «не то»?

Первые признаки, возможно, удалось бы зафиксировать именно в социальных сетях. А то и попробовать исправить ситуацию там же, в виртуальной части жизни ребенка. Неназидательно и тактично. Почему у учителей отнимают это право?

Более того: мне известны учителя в Кировской области, которые в социальных сетях (прежде всего Вконтакте) создают тематические странички-группы по своим предметам, размещают для своих учеников полезные ссылки, материалы за пределами школьной программы, становясь таким образом на одну ступеньку с ребятами и преподнося материал в современной форме. Да это ж находка, если так будет делать большее число педагогов! И почему, получив официальное сообщение о некоем конкурсе или олимпиаде — или еще о чем-то — педагог не может сразу разместить в социальных сетях это сообщение «для тех, кто в теме»?

Моя бабушка была преподавателем немецкого и классным руководителем, которому доставались самые «трудные» и не продвинутые классы — сельских детей, детдомовских… Она после работы ходила в детский дом, с сельскими детьми репетировала концерты, которые потом показывали по деревням их же родителям. Это был большой труд, работа физическая (ногами в пригороды по проселкам — не на такси же с детьми-то!), работа интеллекта и души. В 60-70 годы прошлого века это было нормально.

А теперь на дворе век 21-й: другие реалии, другой уровень технического прогресса, другая манера общения. Не хуже и не лучше, чем было — просто все ДРУГОЕ.

И педагогам — настоящим, а не формально исполняющим свои обязанности — придется соответствовать. И соответствуют же: ищут методики в Сети, обмениваются информацией на форумах, находят материалы к школьным мероприятиям и много еще чего полезного делают.

Зачем некто сверху высказывает этим людям недоверие, «прикрывая» от них часть Интернет-пространства будто бы потому, что это может отвлечь учителя от работы? Загадка ли это? Или сугубо риторический вопрос?..

Оригинал