Александр Балыбердин

Руководитель Церковно-исторического центра Вятской епархии, протоирей

Что есть «культура городской среды»?

80
На заседаниях комиссии по образованию, науке и культуре членами Общественной палаты Кировской области неоднократно поднимался вопрос культуры городской среды. Этот вопрос столь актуальный и многогранный, что, при всем нашем желании, вряд ли мы сможем рассмотреть все аспекты этой проблемы. Поэтому, полагаю, есть смысл говорить не обо всем, а о главном. В том числе о том, что представляется главным мне как христианину и священнику, давно живущему в нашем городе, любящему его и переживающему за его судьбу.

Конечно, в самой постановке вопроса – культура городской среды – главным, на мой взгляд, является первое слово «культура». Думаю, что многие с этим согласятся. Поэтому если мы действительно хотим что-то изменить, то должны ответить на вопросы: что есть культура? в чем проявляется культура городской среды? отчего зависит ее уровень и, следовательно, какими средствами можно его повысить или, наоборот, уронить?

В нашем недавнем прошлом, когда успехи страны было принято измерять преимущественно количественными показателями – миллионами тонн угля, тысячами квадратных метров жилья или километрами асфальтированных дорог, казалось, что и успехи в культуре можно измерить количеством библиотек, кинотеатров или прочитанных книг. С этой точки зрения борьба за культуру городской среды должна проявляться также в количественных показателях – например, в количестве детских площадок на тысячу жителей.

Наверное, это тоже важно. Но я хочу сказать о другом, что мне, как священнику, представляется более важным и нехватку чего мы, порой, ощущаем не менее болезненно, чем нехватку урн для мусора на улицах города. И что особенно поражает нас, когда мы впервые в жизни оказываемся заграницей, и о чем по возвращении домой рассказываем с особым чувством, подчеркивая, что здесь, к сожалению, этого так не хватает.

Это – любовь, а точнее – ее присутствие или отсутствие в окружающей нас жизни, в том числе в городской среде. Любовь к Богу и людям, проявлением которой является уважение и внимание к человеку, а отсутствие которой выливается в те уродливые проявления, что можно встретить на наших улицах.

Вот, например, я еду на машине к пожилым родителям с тяжелыми сумками с продуктами и хочу повернуть во двор, но не могу, так как некто бросил свою машину, перегородив дорогу. Почему он так поступил? Потому что ему было так удобно, а до нас – других водителей или пешеходов – ему нет никакого дела. Проще говоря, он нас не любит и не уважает.

Другой пример. Наверное, многим приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда водитель идущей впереди машины открывает окно и бросает в него непотушенную сигарету или пустую банку из-под пива, которая летит на мостовую. Почему он так поступает? Все по той же причине – ему нет дела до тех, кто ходит или ездит по этим улицам, и тем более на тех, кто их прибирает.

Или вы едете в автобусе, где водитель и кондуктор ругаются между собой, громко и матерно, не обращая внимания на пассажиров и даже детей. Почему они так поступают? Ответ очевиден – им также нет до окружающих никакого дела.

В квартале, где я живу, на свободном пятачке между домов кто-то воткнул многоэтажный дом, который сегодня почти построен и уже заслонил собой половину неба. Задайте властям вопрос – почему они разрешили построить этот дом, и вы услышите в ответ: потому что в этом квартале уже подведены все коммуникации, соблюдены все строительные нормы и т.д. и т.п. Но кто-то подумал о живущих здесь людях и, особенно, стариках на первых этажах многоквартирных домов, которым теперь предстоит доживать свой век почти в потемках? Вряд ли…

Каждый день я хожу на работу мимо небольшого магазина с откровенной рекламой нижнего белья. Почему-то владельцы этого магазина считают, что она должна привлекать меня, как потенциального покупателя. А я думаю – есть ли у них совесть или, по крайней мере, стыд, и как объяснить ребенку, что так делать не надо?

Поэтому мой ответ на вопрос таков – культура есть проявление любви к Богу и ближним, равно как бескультурие есть отсутствие этой любви и уважения к людям. При этом вряд ли можно добиться умножения этой любви простым механическим способом – открытием новых изб-читален, плавательных бассейнов или театров. Потому что, куда важнее не то, сколько книг ты прочитал или сколько спектаклей посетил, а то, о чем были эти книги и эти спектакли. Что ты почерпнул из них. Чему они тебя научили. Научили ли они тебя любить своих предков, родителей, семью, детей, страну и город, в котором ты живешь. Или же надсмеялись над тем, что тебе дорого и свято.

Поэтому один из наиболее верных показателей культуры городской среды – это отношение к святыням – храмам и монастырям, почитаемым иконам, крестным ходам и другим церковным традициям. Вообще, отношение к Церкви Божией, которая, собственно, и учит нас видеть вокруг себя людей и быть внимательными к ним. Эта мысль пронизывает все богослужения Великого поста, в преддверии которого Святое Евангелие прямо говорит нам о том, что Бог будет судить о нашей жизни по тому, насколько мы были внимательны к ближним – навестил ли ты больного, помог ли нищему, поддержал ли слабого, почтил ли родителей. Вообще, научился ли ты видеть рядом с собой других людей? Или, как прежде, мчишься на красный свет, думая только о себе и больше ни о ком?

Вспомните случай с подростком Ильей Фарафоновым, который на ночной дороге сбил несколько человек. Конечно, этот случай – прежде всего, трагедия, как в жизни пострадавших, так и в жизни этого подростка и его семьи. Но он же – и грозное предупреждение о том, что никакая культура городской среды и, вообще, нормальная жизнь невозможна без любви, уважения и, по крайней мере, внимания к людям – как тем, которые сегодня живут в нашем городе, так и тем, которые когда-то жили в нем, и тем, которые будут жить в будущем. А иначе?

Иначе город останется без жителей. По крайней мере, культурных жителей.