Юлия Афанасьева

Ведущая радио «Эхо Москвы» в Кирове»

Законный способ отъема бизнеса у населения

27

А что, собственно, произошло?

В конце апреля Госдума приняла поправки в федеральный закон «О рекламе». Новшества касаются в основном, рынка наружной рекламы. Они этот рынок выражаясь языком законодателей «упорядочивают», хотя многие с этой формулировкой поспорили бы. Незадолго до этого сотрудники прокуратуры в Кирове начали проверять соответствие городских рекламных конструкций ГОСТу №Р52044-2003. Интересно, что ГОСТ этот был принят не вчера и даже не позавчера, а в далеком 2003 году и все это время никого не интересовало, соответствуют ли ему рекламные конструкции. Разумеется, проверка показала, что большая часть проверенных конструкций нормам не соответствуют, а следовательно – должны быть демонтированы. Почему-то напрашивается вывод о том, что прокуратура не сама по себе решила взять, да и проверить вышеупомянутые рекламные конструкции. Видимо, приказ был спущен «сверху», в смысле из Москвы.

В то же время, новый федеральный закон «О рекламе» (тот самый, с поправками) федеральные законодатели оперативно принимают в конце апреля сразу в двух чтениях и его также оперативно (в субботу!) ратифицирует совет федерации. Нужно заметить, что закон этот дает местным органам власти полномочия демонтировать установленные без соответствующего разрешения рекламные конструкции БЕЗ СУДА. Здесь же нужно заметить, что в конце июня 2013 года у многих рекламных агентств всей страны закончились договоры на аренду рекламных конструкций с местными администрациями. А это значит, что начиная с июля месяца почти все рекламные конструкции становятся какими? Правильно! Незаконно установленными! Вуаля!

А теперь нужно обратить внимание на раздел «санкции» нового федерального закона, в котором сказано, что штрафы за незаконную установку или эксплуатацию (!!!) рекламной конструкции без соответствующего разрешения увеличиваются до размера… от 500 тыс. до 1 миллиона рублей. Прошу обратить внимание на понятие «за незаконную эксплуатацию». Что это значит? А это значит примерно следующее: если у рекламного агентства закончился договор с администрацией на аренду конструкции, например, 30-го июня, а первого июля на нем все еще висит рекламный баннер, то конструкция эксплуатируется незаконно. И соответствующие органы вполне имеют право дать рекламному агентству штраф! Т.к. штраф от 500 тыс. до 1 млн. в Кирове получить никто не хочет, многие рекламные агентства начали демонтировать свои конструкции самостоятельно еще в конце июня.

Что дальше?

А дальше нас всех ждет передел «упорядочивание» рынка наружной рекламы. Большинство конструкций в городе рекламные агентства снесут, утилизируют их (разумеется, за свой счет). Также за свой счет они проведут благоустройство участка, на котором раньше стояла рекламная конструкция: купят землю, засыплют ею образовавшуюся яму и посадят там траву. И будут ждать новых аукционов на установку рекламных конструкций. Аукционы, кстати, уже начались. Первый из них прошел в конце июня. Смысл аукциона – кто предложит больший размер годовой аренды за конструкцию, тот и победитель. Так вот стоимость этой самой годовой аренды выросла для рекламных агентств в разы, по некоторым конструкциям больше, чем в 10 раз. По каким-то на аукционе лотам цена аренды перешагнула 1 миллион рублей в год. Прибавьте сюда еще стоимость установки рекламной конструкции – она зависит от вида конструкции и составляет от 200 тыс.руб. до бесконечности. Обычный баннер 3х6 дешевле, красивый «призматрон» дороже. На прошедшем аукционе часть конструкций выиграли кировские компании, часть – зашедшее к нам московское рекламное агентство. Это был первый аукцион. За ним последуют и другие. Как долго могут ли кировские фирмы выигрывать конструкции по таким ценам и хватит ли у них денег? Логично предположить, что большие столичные конторы обладают гораздо большими ресурсами. Подобная ситуация уже произошла в Нижнем Новгороде. Там передел этого рынка уже состоялся. Разумеется, не в пользу местных компаний. Вы скажете: «а какая разница, кто будет платить аренду в бюджет: кировская компания или московская. Лишь бы платила». А налоги? Налоги, которые платит любой бизнес, где останутся? В Кирове? Нет! А возможность диалога с поставщиком наружной рекламы? С кем проще договориться – с кировской компанией или столичной? И подобных вопросов можно задать еще много.

Почему я это пишу?

Нет, я не призываю вас пожалеть рекламщиков. Я не призываю вас сказать или подумать: «бедняжки, им придется так потратиться! Или еще хуже – их вытеснят с рынка, о ужас!» Я призываю вас подумать О СЕБЕ! Покажите мне фирму, которая никогда не размещала в городе баннеры, которой ни разу за ее историю не были нужны услуги наружной рекламы. Я думаю, что с этим каналом коммуникации работали большинство компаний. Кто-то чаще, кто-то реже. Кто-то больше, кто-то меньше. А теперь представьте: конструкций в городе станет, по меньшей мере в два раза меньше. Это раз. Как вы думаете, сколько теперь будет стоить для нас с вами наружная реклама? Учитывая все то, что было написано выше, логично предположить, что цены вырастут. На сколько они вырастут, пока вопрос. Но уже сейчас ясно, что увеличение цен будет в разы. И в конечном итоге все эти миллионы за аренду конструкций и их установку, заплатим мы с вами. Хотя я бы это назвала «миллионами за законотворческую инициативу».

Совершенно логично предположить, что у некоторых агентств уменьшится «поле деятельности», возможно кто-то уйдет с рынка. Нас с вами, это возможно, и не интересует. Это их бизнес, их проблемы, пусть сами выкручиваются. Но дело в том, что завтра законодатели могут взяться и за «упорядочивание» вашего бизнеса.

Оригинал