Олег Кочкин

Генеральный директор компании «Вятка-девелопмент»

Церковь и современность

25

Многие из нас имеют или имели раньше контакт с церковью. Для многих это было начало пути духовного развития. Я также начал знакомство с понятиями духовности с общения с церковью, и весьма ей за это благодарен. Несомненно значение церкви в изменении мировоззрения людей с материалистического на духовное. Думаю, если взять средний уровень духовного развития людей в стране в целом и сравнить его с уровнем духовного развития прихожан, то очевидно, что хоть на один шаг, хоть на пол шага, но прихожане обгоняют в духовном развитии «среднего» человека. И это есть объективный факт, отрицать который нет смысла. Многих церковь вывела на путь духовного развития, и неизвестно, как бы сложилась их судьба, не будь в тот момент рядом церкви.

Это плюсы. Но и минусы церкви тоже очевидны, и в последнее время «минусы» приобретают все больший вес и зачастую перевешивают то полезное, что она дает. Это, в первую очередь, отрицание альтернативных путей духовного развития и постулирование того, что религиозное мировоззрение – это предел духовного роста, все остальное – ересь и богохульство. Но ведь наш собственный опыт говорит о том, что главные духовные знания и закономерности развития души и духа мы получили ЗА пределами церкви. Так же, как и множество людей начали процесс духовного развития, не прибегая к помощи религиозного мировоззрения. В связи с этим сложилось понимание, что церковь в будущем может существовать как начальная школа духовного развития, не отрицающая другие школы, и отпускающая, «благословляющая» на продолжение обучения в «средней школе» по окончании «начальных классов». В самом деле, нелепо было бы услышать из уст первой учительницы слова о том, что дальнейшее обучение вам не нужно, и, более того, оно ошибочно и вредно. И здесь есть яркая аналогия. Как школьник сдает в конце года учебники, по которым он отучился, так и человек, в идеале, может придти в церковь и с благодарностью «сдать» иконы, священное писания, крестики и прочие атрибуты, которыми он пользовался в «начальной школе», чтобы в дальнейшем они могли послужить другим «первоклашкам».

Но коль скоро мы говорим о церкви как о начальной школе духовного развития, необходимо беспристрастно оценить, какой фундамент будет закладывать эта школа. Все ли там верно, крепок ли будет «дом» духовных знаний? И вот здесь необходим мудрый, уважительный диалог представителей всех слоев общества, обладателей различных мировоззрений и убеждений, готовых не быть костными и менять свои позиции. Очень надеюсь, что такой диалог скоро начнется, как и изменения в церкви.

Оригинал