Дарья Шпорт

PR-менеджер

Советская преемственность как быт современности

31

1. Очереди.

В современной России очень часто ссылаются на то, что прошлое во многом определяет настоящее и будущее. Фактически это действительно так и есть: глупо думать, что наше воспитание не оставит отпечатка на мировоззрении и образе мышления. И те, кто утверждают, что в наше время не осталось ничего «советского», либо заблуждаются, либо лицемерят. Более того, именно эти люди, как правило, больше остальных являются преемниками и «распространителями» советского характера.

Советским характером до сих пор пронизаны многие общественные процессы, многие сообщества людей до сих пор существуют в том времени. Кто-то стыдится этого и скрывает, а кто-то с достоинством демонстрирует. Так или иначе, есть некоторые признаки советской преемственности, которые я вывела для себя. Эти признаки я выводила, наблюдая за определенными группами людей, различными по сфере деятельности, по социальному статусу и возрасту. Могу с уверенностью сказать, что если вы увидели один из признаков, перечисленных ниже, где-то рядом определенно будут скрыты и все остальные.

Первым и основным признаком преемственности советского общества является желание выстроиться в очередь. По поводу и без. Те, кто до сих пор считают, что это является самым цивилизованным образом разрешения спора очередности, сильно заблуждается. Я с ужасом вспоминаю некоторые примеры из разных обществ и с сожалением признаю, что до цивилизованного гражданского общества, о котором мы так часто говорим последнее время, нам далеко.

а) очередь к шведскому столу – самый яркий и дикий пример преемственности советского времени. Инертная адаптация европейского формата организации группового приема пищи под советскую столовую.

б) очередь к доктору в больнице, где прием по записи – система пытается привить новые современные способы организации процессов, при этом фактическое функционирование происходит по стандартам советских времен. В Европе ты попадешь на прием не позже и не раньше назначенного времени, ровно во столько, во сколько тебе предприсано. В России помимо основной очереди «по записи» образовывается еще 3 параллельных очереди «платно», «дневной стационар», «без записи» и др.

в) очередь к автобусу – речь о тех случаях, когда автобуса еще нет, а очередь уже есть.

2. «Право первого». Самый распространенный признак. Настолько распространенный, что он до сих пор передается из поколения в поколение. Носитель этого признака считает, что обладает истинным и подлинным правом на то, что он обнаружил первый.

а) он первый взял игрушку, он буду ей играть – желание не конфликтовать и замять спор между детьми разрушает способность человека думать и коммуницировать с малого возраста, еще на этапе формирования человека. Никто не вникает в то, чтобы понять – а по возрасту ли ребенку игрушка, а ему ли она принадлежит, а заслужил ли ребенок игры, а при каких обстоятельствах он нашел игрушку и т.д.

б) я первый занял это место, это мое место – эгоизм и отсутствие терпимости по отношению к другим позволяет людям присваивать себе то, что им на самом деле не принадлежит. При этом любые попытке отобрать/позаимствовать это автоматически провоцируется конфликт, т.е. человек по «праву первого» не желает делиться тем, что ему не принадлежит.

в) первый сказал вслух, значит, придумал – наш мир уже столько всего пережил, что изобрести велосипед сейчас невозможно. Можно преобразовать идею, можно ее доработать, адаптировать, но не придумать.

3. Образование как зомбирование. Ученье – свет, но учение учению рознь. В советских временах не учили, а зомбировали. Использовали безальтернативную форму подачи материала. Сейчас увидеть группу людей, которая безусловно разделяет мнение спикера и следует всем его рекомендациям значит увидеть признаки советского воспитания.

а) группа людей покорно кивает спикеру, который говорит очевидную глупость;

б) подача мнения эксперта как единого верного мнения;

в) учить только то, что предложено, отсутствие самообразования и желания изучать разные стороны вопроса;

г) не подвергать сомнению.

4. Заточенность на процесс, а не на результат. Желание делать ради того, чтобы делать. Или делать потому, что другие делают. Отсутствие желания делать это хорошо, плохо, криво, косо, прямо, по-иному или другим способом. Абсолютное отсутствие стратегического планирования и оценки результативности деятельности.

а) никто не задает себе вопроса «для чего я это делаю?», «что я от этого получу?», «какой будет результат?»;

б) много слов и обсуждений по волнующим вопросам, при этом – ни одного решения;

в) желание быть в тренде и в гуще событий, но не желание участвовать в их формировании и влиять на процесс, чтобы результат был лучше;

г) правило «на авось».

5. Отсутствие изменений в постоянных процессах длительное время. Мир не стоит на месте, а, следовательно, к формированию всех процессов нужно находить новые подходы. Постоянство – признак застоя.

а) 10 лет проводить обучение на одной площадке;

б) 10 лет закупать оборудование у единственного поставщика;

в) 10 лет использовать один и тот же подход к составлению программы обучения.

6. Правило выскочки. Не желание выделяться или иметь отличное от других мнение. Если ты говоришь, думаешь, одеваешься, выглядишь или ведешь себя не так, как твое окружение – ты провоцируешь конфликт. Поэтому люди, пронизанные советским духом и временем, стараются максимально соответствовать окружающим, они максимально быстро и эффективно принимают на себя оболочку принятых норм в обществе и становятся незаметными.

7. Субъективизм. Все процессы построены на личной оценке происходящего, подбор кадров происходит на основании личного отношения к человеку – нравится/не нравится и т.д.

Наличие этих признаков в любом из процессов говорит о том, что процесс гниет изнутри, поскольку все это тормозит прогресс в данном обществе. У всех этих примеров есть общий знаменатель – коммуникация, точнее ее отсутствие. Люди советского времени не хотят общаться, разговаривать, вникать в проблемы и искать решения. Они привыкли к тому, что кто-то за них уже решил, как думать, делать и существовать. Они – приспособленцы, отвергают все новое, тяготеют к старому созданному ими или другими. Это страх перед тем, что изменив что-то, придет неизвестное новое, а перспектива завтрашнего дня будет не очевидна. Важным моментом является то, то отречься от советской модели общества невозможно, поскольку невозможно перевоспитать себя самому.

Есть еще много признаков советского общества, которые так или иначе проявляются при определенных обстоятельствах, но они не несут такой глобальной угрозы для прогресса.

Оригинал