Валерий Журавлёв

Директор школы №42

«Кодекс поведения в школе» или о том, как поднять престиж системы образования

24

В настоящее время жизнь человека жестко регламентирована: в этом не ходи, это не пей, это не смотри, а это не говори. Запреты - вещь хорошая до известной степени, если смотреть на зону снаружи… В таком обществе, по моему глубокому убеждению, вряд ли возможно воспитать свободную, творческую, нестандартно мыслящую, высоконравственную личность, для которой важнее не чувство страха за свои поступки, а стремление поступать сообразно с нравственными нормами общества через свой внутренний контроль за своими поступками.

Все понимают, что процесс воспитания длительный и неизвестно какой продукт можно получить в итоге, поэтому чиновники руководствуются проверенным способом – «запретить, не пущать и т.п.». Оно и понятно, есть с кого, потом спросить. Вот и возникла идея разработать в Госдуме «Кодекс школьной чести». Дело хорошее, если за этим документом последуют другие мероприятия: экономические, идеологические, политические и т.п, если проблему решать в комплексе.

Я с трудом себе представляю голодного учителя, со слабой методической базой, в регламентированной школьной одежде, вернее представляю, но больше она смахивает на одежду заключенного. Или насколько женщине можно регламентировать нанесение на лицо макияжа? Утрируя, могу сказать, от нее же шарахаться ученики начнут, и муж дома перестанет узнавать.

А если отбросить крайности, то если в образовательной среде современной школы налажен системный воспитательный процесс, то здесь мелочей нет. Имеется «Кодекс поведения в школе» как локальный акт, проводятся регулярно уроки нравственности не только для школьников, но и для учителей.

Воспитанием занимается не только учитель, но и техслужащая, которая плохо или хорошо моет пол, повар, который приготовил кашу, вахтер, приветливо улыбнувшийся утром ребенку. Всех участников образовательного процесса воспитывают отремонтированные или разрушенные стены учебного кабинета, морально устаревшая или новая оргтехника, даже цвет стен в столовой или цвет рубашки у директора школы – и только так.

Вопросы с внешним видом учителя если и возникают, то только у молодых специалистов и только в начале своей педагогической деятельности. Однажды молодая учительница пришла на школьный праздник в откровенно обтягивающем платье. Старшеклассники перестали ее воспринимать как «учителя, который в принципе должен «ходить в среднем роде» и стали оказывать ей знаки внимания как женщине (делать комплименты с намеками).

Возмущенная девушка пришла в кабинет директора и пожаловалась на отвратительное поведение Иванова, Сидорова и Петрова. Чтобы не обижать молодого специалиста старорежимными нотациями, подвел ее к зеркалу и сказал: «Если бы мне было 17 лет, я тоже стал к Вам приставать, поскольку всем своим видом Вы говорите - хочу найти себе мужчину». Больше вопросов с внешним видом у этой молодой учительницы не было.

Нужна ли школьная одежда учителю? А сейчас, простите, в чем ходят учителя на работе? Есть уверенность, основанная на практике - подавляющая часть учителей придерживается делового стиля одежды. Там, где имеют место откровенное декольте или вызывающе короткие юбки – там есть проблемы и с учебно-воспитательным процессом и с личной жизнью педагога. В таких случаях достаточно коллегам по работе дать нужный совет, поддержать учителя, который через внешний вид говорит – мне нужна помощь.

Другая серьезная проблема – это язык общения в образовательной среде школы. У педагогов может быть разная форма доставки информации: демократическая, авторитарная и т.п. В этом случае я бы не стал отрывать способ общения от уровня развития воспитательного процесса в школе. Если существует комплексный подход в процессе воспитания, то общение всех участников образовательного процесса происходит именно на том уровне, на котором идет это развитие.

Обращение депутатов Госдумы к формированию регламентирующих документов касаемо нравственной стороны жизни в школе - своевременный процесс и необходимый, хочется верить не компанейщина. Ну а если это все, что могут сделать наши законодатели для школы - престиж российской системы образования еще долго придется поднимать.

Оригинал