Алексей Ульянов

Журналист, фотограф, блогер

Стендаль в квадрате: когда краснеют даже сюртуки

16

В кировском драмтеатре громкая премьера. Приглашенный режиссер из Москвы Юрий Еремин поставил с вятскими актерами свой нашумевший спектакль «Красное и черное» по мотивам знаменитого романа Стендаля.

68-летний Юрий Еремин сам сделал инсценировку Стендаля и запустил ее три года назад с сериальными звездами Петром Красиловым и Нелли Уваровой на сцене Российского молодежного театра. В вятской версии спектакля Сореля играет Иван Шевелев, а роли его женщин исполнили Ольга Миронова, Елена Шевелева и Светлана Лаптева.

У Еремина в спектакле появляется персонаж, которого нет в книге Стендаля – это Мале (его играет Владимир Смирнов) – он как бы персонифицирует внутренний мир Сореля. Почему его зовут Мале? Постановщик объяснил: «Мале - это укороченное и офранцуженное имя от фамилии художника Малевича, который в свое время тоже свое «Красное и черное» написал. У него есть не только знаменитый «Черный квадрат», но и «Красный квадрат». В оформлении спектакля оба присутствуют».

Мале, конечно, спорный персонаж, малюющий кистью по ходу спектакля сначала красной краской по стеклу, потом черной по красной. Он же вступает в диалог с Сорелем в качестве его двойника, а также отбивает одну сцену от другой, изрекая философические афоризмы, цитируя то Шекспира, то Монтеня, то Шопенгауэра, много кого. Это показалось чрезмерным и пахнуло художественной самодеятельностью. Хотя в целом спектакль смотрится бодро и не занудно. Возможно, постановка Еремина и не затрагивает глубоких материй и очень поверхностна, но в ней режиссер попытался приблизить современный театр к кинематографу. И этот спектакль лучше рассматривать не в категориях атмосферности и эмоциональности, к «Красному и черному» больше подходит ремарка – экшн. Так Голливуд снимает русскую классику. Вот и у Еремина получился черно-красный, визуально мощный комикс по страницам знаменитого романа с элементами супрематизма.

Специально для вятской постановки было пошито 150 костюмов. По ходу развития действия актеры часто меняют платья и сюртуки. Поначалу они бледные, по ходу спектакля начинают постепенно «краснеть», а потом «чернеют». Это надо видеть! Скорее, это смешно, чем оригинально...

Алексей УЛЬЯНОВ, фото автора. Оригинал.