Ян Чеботарёв

Юрист

В новый год – без общественного транспорта! Кто будет отвечать?

34
Не так давно имел возможность близко рассмотреть организацию транспортной инфраструктуры города Кирова.Одновременно выпросил у одного знакомого директора некоторые цифры, чтобы в уме покатать. Забавные выводы получаются. Всегда думал, что транспортные предприятия в золоте купаться должны. Ведь какой рынок! Упс, не угадал.

Сразу дам вывод из мыслей- нынешняя политика органов государственной власти Кировской области приводит к уничтожению общественного транспорта в Кирове.
Ситуация по области ещё хуже, но требует отдельного разговора. Иными словами – общественный транспорт города Кирова достаточно скоро прекратит своё существование как система. Или будут необходимы огромные средства из бюджетов различных уровней.
Популизм и демагогия про заботу о горожанах преобладает над экономической целесообразностью и экономическими реалиями, власти демонстрируют свою экономическую некомпетентность, при этом перекладывают ответственность друг на друга: с области – на муниципалитеты, а муниципалитеты – на область.
Крайними, конечно, окажутся пассажиры!

В чем основная проблема.
Экономически обоснованный тариф по г. Кирову не может быть менее 18 рублей.
Сами перевозчики указывают, что себестоимость перевозок – одна поездка от 17,26 рублей до 18,96 рублей.
Но эта цена позволит только осуществлять текущие перевозки, практически без обновления автопарка и затрат на его содержание.
Во всяком случае, в расчетах эти данные не фигурируют.

Ситуация усугубляется последние два-три года.
Тарифы должны расти с такой же скоростью как растут цены.
При установленном тарифе в 15 рублей с сентября 2012г. у перевозчиков за истекший период 2012-2013 году в среднем одна поездка (в зависимости от маршрутной сети предприятия) получалось себестоимостью в 13,40 – 13,80 руб., с учетом дотаций льготников. Однако, дотирование по льготным категориям из бюджета (школьники, ветераны и пр.) проводилось из расчета 12 рублей за поездку!
А это около 40% пассажиров!
Требование властей об усилении контроля и отчетности автоперевозчиками было выполнено: введена система электронных проездных билетов, создано очередное муниципальное учреждение, появились новые рабочие чиновничьи места. Введение системы электронного учета увеличило затраты ещё более чем на 3% ежемесячно от дохода (по сути, 40 копеек с поездки пассажир платит именно за эту отчетность!)
Смешно, но оказалось, что автоперевозчики ничего «левого» в отчетность и не включали! Все данные, подаваемые на бумажных носителях, совпали с электронной отчетностью на которую были потрачены бешеные деньги!

За последние три года стоимость запчастей увеличилась от 30 до 60%, имеем также опережающий рост стоимости ГСМ (за три года более 50%), необходимость ежегодной индексации зарплат водителям и кондукторам не ниже уровня инфляции!

Сейчас у перевозчиков преимущественно техника 2004-2008гг. выпуска, износ парка от 60 до 90%.
Новые автобусы ОАО «АТП» (1, 3, 23 маршруты) приобретены в 2011-2012гг. за счет поддержки городского бюджета (Нефазы).
Частные автоперевозчики на такую поддержку не могли рассчитывать и ессно ее не получили.

Расчеты о необходимости повышения тарифов подавались в РСТ неоднократно, в апреле и в июле 2013г. Но ответов не поступало!

Экономическую ситуацию на рынке пассажирских автоперевозок демонстрирует факт, что за 2012-2013гг исчезли с рынка услуг ИП Каргапольцев, «Алекс-авто», ИП Хорюшин, ИП Туйнас и др.
Никто не обращает внимания, что автобусов стало меньше?
Муниципальные предприятия г. Кирова (ОАО «АТП» и ОАО «КТП»), большинство перевозчиков области тоже имеют многомиллионные убытки!
Кировчане критикуют перевозчиков за «дымящиеся» ПАЗики, но на какие средства при таком экономическом раскладе они могут быть заменены на «не дымящие»??

Самое интересное или «ЧТО НАС ОЖИДАЕТ»?

Сейчас региональная служба по тарифам (РСТ) обсуждает тариф в 16 рублей за одну поездку и, скорее всего в четвертом квартале мы будем ездить в автобусе за 16 рублей.
Но этого мало! Минимум должно быть 18 рублей. Во всяком случае, расчетами перевозчиков эта сумма подтверждается.
Утверждая тариф РСТ в своих решениях ссылается на Распоряжение Минтранса РФ от 18 апреля 2013г. № НА-37-р о введении в действие методических рекомендаций о порядке установления тарифов, их расчете, «экономической обоснованности».

Однако, нельзя сравнивать южные регионы и северные, города с дорогами-магистралями и маленькими извилистыми улочками. Это же несравнимые величины!
На стоимость поездки сегодня в основном влияют две величины: расстояние поездки одного пассажира и коэффициент наполняемости транспортного средства.
Эти величины не пересматривались с социалистических времен, последние исследования – 93-ий год! Если кто помнит – тогда школьники с тетрадками ездили несколько дней в транспорте и на конечной остановке сдавали свои цифры строгим бабушкам и дедушкам.
В итоге наши чиновники из РСТ устанавливают тарифы из цен 2013 года, но на основании данных о поездках, их числе и продолжительности за 1993 год.
Странно.

Думаю, что общественный транспорт может существовать и развиваться только за счет бюджета города или только за счет пассажиров.
Выбор сложный, но необходимый.
Сейчас поездка из Нововятского района города до «Авитека» стоит на общественном транспорте 15 рублей, аналогичное расстояние от автовокзала Кирова до города Слободского 50 рублей, льготный проезд 35 рублей!
По аналогичным расстояниям тарифы в Кирове ещё больше (сам знаю, на 136 маршруте до Русского часто езжу).
Но так не должно быть – одно расстояние и одно время, а цены разные!

Нельзя механически переваливать бремя оплаты проезда на самих перевозчиков.
Они же сбегут с рынка и с чем мы останемся? Такси за 18 рублей от ж/д вокзала до Филейки искать?
Нельзя РСТ при расчете тарифов использовать старинные данные 1993 года.
Сегодня же ситуация в городе кардинально изменилась по сравнению с 1993 годом: появились новые микрорайоны, перераспределились потоки пассажиров на работу и учебу, изменилось расстояние поездки. А в нормативы для расчетов идут старые данные.

Кто и откуда придумал, что перевозчики живут слишком хорошо и могут дальше возить нас свой счет?
Отношение со стороны властей не выдерживает никакой критики.
Думаю, что есть несколько решений проблемы:

Все они болезненные как для населения, так и для власти:

1. Тариф на общественный транспорт должен быть экономически обоснованным и соответствовать экономическим реалиям! Никакого предвыборного популизма и демагогии – «социализм давно кончился». Надо пересматривать все данные 1993 года заново, снова исследовать пассажиропотоки, чтобы устанавливать взвешенный тариф на перевозки.
2. Социальная направленность тарифа реализуется только через бюджетное участие - бюджеты обязаны предусматривать дотации на общественный транспорт! При этом очень четкое понимание – чьи это бюджеты и за счет каких источников! Муниципальные и областные власти обязаны этот вопрос решит между собой!
3. Введение властями в городе нормативного понятия социальных маршрутов, как это принято в других городах (Екатеринбург – сам знаю, видел), которые безусловно субсидируются из бюджетов муниципалитета. (Социальные маршруты – это маршруты, которые не могут быть коммерчески выгодными ни при каких условиях, но услуга по перевозке обязана быть оказана – это касается, прежде всего, конечных точек города, небольших поселений и микрорайонов на окраинах, откуда люди должны иметь возможность выехать в сам город!)
4. Непопулярные, но единственные решения автоперевозчиков, что бы общественный транспорт не прекратил своё существование:
- уменьшение количества рейсов и маршрутов на основе именно их экономической целесообразности (например, такие экономически нецелесообразные маршруты как 10 из Вересников или 67 из «Красной звезды» до Базовой, 52 из Радужного до Нововятска)
- сокращение дальности маршрутов (например, от Нововятска только до Театральной площади, из Коминтерна только до ул. Профсоюзной и т.д.), т.е. пассажир будет пересаживаться из одного пункта в другой несколько раз (перевозчики, кстати, к этому по-моему готовы, готов ли пассажир?).

Вот как-то так.
Вижу проблему, предлагаю ее обсудить и поискать возможность ее решения.
В противном случае скоро в городе будет очень много пешеходов.

Будем ходить пешком?
Или власть сможет перейти от популизма и демагогии к экономике?

Оригинал