Елена Овчинникова

Ведущая радио «Эхо Москвы» в Кирове

Где сколько отымется...

16

Предложение столичных педагогов, а точнее, не педагогов, а деятелей от образования: освободить старшеклассников от домашних заданий - вызвало у вятчан резко негативное отношение. Кроме, конечно, самих школьников. Хотя "дело о домашних заданиях", как бы нещадно перегружающих и переутомляющих наших наголову-нас-выше, как бы и без того усталых переростков, касается не детей, а исключительно взрослых.

Домашние задания, определенно, существуют с поры самого первого в мире урока, например, когда первобытный "трудовик", не особенно членораздельно, но ведь лучше так, чем никак, поведал детям своего племени о теории и практике изготовления каменного топора. И сделал это не просто так, а исключительно с надеждой на то, что, разбредясь по малогабаритным однопещерам без особых удобств, чадо повторят полученный урок и обеспечат папашу-охотника или строителя, новым орудием или оружием для производства и добывания пищи. А иначе разгневанный папочка, да и мамочка тоже, не получившая к ужину кусок жилистой мамонтятины, выходят детку по тому месту откуда у нее теперь ноги растут.

Так что, в свете первобытно- и наших дней историй можно придти к выводу о том, что: домашние задания делались и делаются до сих пор крайне ограниченным кругом лиц: либо, а) родителями школяра, имея в виду - под их, родительским, неусыпным и жестким контролем; либо, б) самим учеником, твердо понимающим, что школьная золотая медаль есть ближайший путь к престижному вузу и красиво-сытому будущему. Что не только не отрицает, а подчеркивает опять же активную родительскую роль. И, в третьей позиции, уроки не делаются вовсе, так как родителям тупо плевать на образование отпрыска.

А таких, "кому плевать в тетрадь и слов не знать", как говаривал известный персонаж из "Угрюм-реки", не так уж и много, и разбирать их маргинальную суть, случившуюся по причине природных данных или неаккуратно свалившихся на голову финансов, переориентировавших важные мозговые центры, мы не будем. Потому что гораздо важнее, чем старшеклассники займут свободное от домашних заданий время, которого, если честно, вовсе не так уж и много.

Но даже те 15-30 минут, что среднестатистический школяр ежедневно тратит на "домашку", мобилизует и строит наших деток почище бабушки - бывшего секретаря среднешкольной партийной ячейки или внучки красного командарма Семена Буденного, который терпеть не мог "певца" "Первой конной" Исаака Бабеля. Кстати, спросите у детей невзначай, о ком это я сейчас сказала, и, может быть, самим станет интересно. Да, не делайте поблажки себе и детям, стараясь узнать, кто такой Ленин? Ведь процентов 10, а то и 15, нынешних школьников смогут в конце концов вспомнить, что он чей-то дедушка. Кстати, в моей университетской группе - ни один из будущих акул пера не смог, даже примерно, не то, что дату рождения Владимира Ильича назвать, а век, в котором произошло это событие.

И давайте признаемся честно, что боимся себе признаться в том, что знания наших детей не то, что далеки от идеала, а где-то на горизонте, до которого, как шутили в советской школе, идешь-идешь и никак не дойдешь. А то, что в пять лет дети знают откуда они берутся, а в 14 могут показать, точно радует далеко не всех родителей. Поэтому, не знаю, как остальным, но мне очень бы хотелось хоть разок глянуть на генератора идеи - "долой домашние задания", дабы самой сгенерировать чего-нибудь этакое на счет его умственного потенциала.

Оригинал