Дмитрий Ильин

Преподаватель исторического факультета ВятГГУ

Интернет вместо мозгов?

23
"Пусть учится!" - произносят родители (бабушки, дяди, тёти…), покупая любимому чаду компьютер. И с этим не поспоришь – без компьютера практически невозможно представить познавательную деятельность современного школьника и студента. Однако у каждой медали есть своя оборотная сторона, и эта «медаль» - не исключение. Не буду касаться такой печальной и актуальной проблемы, как игровая зависимость – отдельная и весьма специфическая область. Вставлю свои пять копеек в избитую тему - «Интернет и образование».

С одной стороны, Интернет-технологии несут с собой множество благ, действительно необходимых для учёбы: электронные библиотечные системы, оцифрованные академические энциклопедии, электронные каталоги библиотек, полнотекстовые базы статей из научных журналов… Всего не перечислишь! С другой стороны, лёгкость поиска и доступность информации порождают в мозгах подрастающего поколения опаснейшую иллюзию, основанную на подмене знаний «сырой» информацией. С каждым годом всё чаще приходится замечать (особенно у первокурсников), что студенты просто не осознают: распечатка материала, скачанного из всемирной паутины, вовсе не означает автоматического приобретения знаний по какому-либо вопросу. Найдут, скачают, скопируют, распечатают, зачитают с бумажки – и довольны. При простейшем вопросе или просьбе пояснить ту или иную деталь - «зависают», а потом искренне недоумевают по поводу низких оценок. Справедливости ради отмечу, что далеко не все студенты безнадёжны, и есть ребята, которые умеют не только «гуглить» и читать вслух, но и структурировать материал, выделять главное, сравнивать, аргументировать свою точку зрения. Они есть, но их немного, и с каждым годом не становится больше.

Конечно, правы те специалисты, которые ратуют за расширение интерактивных и практико-ориентированных форм обучения. Однако панацея ли это? Любой интерактив основан на тех самых навыках анализа, сравнения и аргументации, которых так не хватает многим студентам. Выход мне видится один: целенаправленно УЧИТЬ детей, начиная с младших классов, не просто поиску информации в Интернете, а РАБОТЕ с ИНФОРМАЦЕЙ. Только на этой основе данные будут трансформироваться в головах школьников и студентов в знания, на основе которых будут совершаться научные открытия, создаваться оригинальные инженерные разработки, разрабатываться конкурентоспособные на мировом рынке товары. Тогда, глядишь, Россия на деле вернётся вновь в круг великих держав…

Оригинал