Сергей Доронин

Депутат Государственной думы

Пройдемте в закрома

27

Магистраль обойдется в астрономические 1,1 трлн. рублей.

«Тучные годы» в России закончились. Об этом во всеуслышание говорят сегодня даже официальные власти. Единственное различие между их позицией и мнением остальной, расположенной за пределами столичного кольца Россией, в том, что они уверены, будто эти самые «тучные годы» вообще были. Видимо, власть их на себе все же прочувствовала, а вот большинство россиян – нет.

Прогнозы на будущее один мрачнее другого. Прочитал в пятницу в одной из газет высказывание министра экономики Улюкаева. По его словам (которым, увы, на сей раз нет основания не доверять) темпы роста российской экономики будут в обозримой перспективе отставать от среднемировых. А доля России в объеме мирового производ­ства — снижаться. По сути, это означает стагнацию, но и за нее еще предстоит побороться.

Хуже всего рецепты, с помощью которых предлагается «бороться». Вроде бы нормальная идея: государство во время кризиса должно вкладываться в инфраструктуру, «запуская» тем самым экономику. Со времен Великой депрессии так поступает весь мир.

Только если в США такими работами охватывали всю страну, российское правительство продолжает страдать гигантизмом. Иными словами, под инфраструктурным развитием оно понимает реализацию нескольких мегапроектов, в которые будут «вбуханы» умопомрачительные суммы: триллионы рублей. Это ровно то, что мы видели прежде в Сочи. А остальные территории снова останутся ни с чем.

Тот же министр экономического развития в качестве одного из мегапроектов назвал строительство скоростной железной дороги Москва-Казань. Мой коллега Андрей Тычинин, депутат от КПРФ, сделал некоторые расчеты. Дальше цитирую:

«Для окупаемости проекта за 30 лет выручка должна составить 50 млрд. руб. в год. Посчитаем 50 млрд. делим на 365 дней, делим на 4 т.р. (стоимость билета) и получаем, что в день ВСМ должна перевозить 34 тыс. пассажиров между Москвой и Казанью. В поезде, предположим, 400 человек, т.е. получается, что в сутки между Москвой и Казанью должно ходить 85 поездов. Сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом ходит 14 поездов, а Санкт-Петербург крупнее Казани в 5 раз и у него значительно теснее экономические связи с Москвой. Между Нижним Новгородом и Москвой ходит ВСЕГО 4 скоростных поезда. Задаю вопрос: КОГО БУДУТ ВОЗИТЬ эти 85 поездов из Казани в Москву и обратно? Или вся Казань должна раз в месяц ездить в Москву? При этом по данным РЖД, сейчас из Москвы в Казань направляется всего 6 прямых поездов сообщением «Москва-Казань» и порядка 20 проходящих. И опять же, по данным РЖД на 13 октября только в вагонах прямого сообщения «Москва-Казань» было свободно более 1100 мест всех классов».

Выходит, что инвестировав сотни миллиардов, правительство рискует получить практически никому не нужную магистраль, которая не будет загружена и никогда не окупится. Зато на все остальные запросы оно будет отвечать: времена, дескать, тяжелые, и денег нет, а вы там «внизу» сами выкручивайтесь.

По такому сценарию экономическая ситуация развивается уже много лет. Правительство, по сути, стоит на страже интересов монополий и гигантских ФПГ, «удовлетворяя» их аппетиты. И каждый дополнительный рубль, заработанный предприятиями и людьми, идет именно в их кассы. Достаточно того, что всё большая доля доходов уходит на платежи за услуги ЖКХ.

А ведь возможна совсем другая политика. Политика, при которой от государственной поддержки будут выигрывать предприятия по всей стране. А значит, у миллионов людей будут расти зарплаты, а у регионов и муниципалитетов – налоговые доходы. И тогда они будут инвестировать в свою инфраструктуру: в местные и городские дороги, в то же ЖКХ и так далее.

Ведь 1,1 трлн. рублей, которые планируется вложить всего в один мегапроект «Москва-Казань» – это объемы господдержки сельского хозяйства примерно за 7 (!) лет. Таких денег с лихвой хватило бы, чтобы решить всю долговую проблему АПК. А от него зависят не два-три региона, а 40 миллионов жителей села по всей стране.

Мало того, за счёт отсутствия долгов и появления инвестиционных ресурсов выросло бы производство продовольствия, снизились цены на него. А это уже выигрыш абсолютно для всех. Наконец, макроэкономика так же оказалась бы «в плюсе», просто за счёт снижения инфляции.

Если же взять в сумме три мегапроекта, которые замышляются, денег хватило бы и чтобы машиностроителей поддержать и модернизацию ЖКХ подвинуть.

Увы, «Васька слушает, да ест». Правительство упрямо вновь и вновь выбирает мегапроекты, поддерживая отдельные территории и монополии, и забывая о том, что в десятках других регионов живут миллионы людей, у которых совсем иные потребности. И само оно ничего менять не хочет: его всё устраивает.

Оригинал