Валерий Журавлёв

Директор школы №42

Кадровая политика школы обречена?

65

Проблема обеспечения педагогическими кадрами системы образования становится все более существенным препятствием ее развития.

Дефицит педагогических кадров во многих образовательных учреждениях стал хроническим. И это на фоне быстрого старения учительского сообщества (сегодня средний возраст педагога 55 лет). В школах работают женщины, значит, «Нашу новую школу» (проект президента России) мы планируем построить на плечах пенсионеров? А если пенсионеры захотят уйти на заслуженный отдых? Не поздно ли кричать: «Караул, некому работать!»

На бирже труда число вакансий в образовательных учреждениях с пугающей быстротой растет. Давно уже в дефиците учителя начальных классов, физкультуры, иностранного языка, технологии, а в последнее время требуются преподаватели математики, физики, ОБЖ. И заметьте, мы уже не мечтаем о высококвалифицированном специалисте, который придет и сразу начнет показывать мастер-класс. Хоть кто-то бы пришел, а мы готовы учить, переучивать, повышать квалификацию, создавать условия в пределах нашей компетенции.

В целях поиска эффективных методов решения проблемы на всех уровнях предпринимаются определенные шаги материального и морального стимулирования:

С 2012 года реализуется программа строительства и предоставления служебного жилья. Педагогам выделяются субсидии в связи с участием в ипотечном кредитовании. Молодые специалисты получают социальные выплаты (в 2013 году 50 000 - 100 тыс. рублей.)

На школьном, городском, областном уровне проводятся всевозможные конкурсы для молодых специалистов и стажистов, заслуженные педагоги награждаются грамотами, даются звания и т.п.

Один из важных моментов в работе администрации школы - создание такой атмосферы в коллективе, чтобы работнику не хотелось покидать учебное заведение, чтобы он остался верным выбранной профессии. Выстраивается системная работа для повышения авторитета профессии учителя в образовательном учреждении и в обществе в целом.

Все делается для привлечения в школы учителей, а кадровая проблема остается, масштабы ее расширяются.

Рост заработной платы - один из существенных аргументов, чтобы удержать работника в школе и привлечь молодых специалистов.

Средняя заработная плата педагогов по области достигла к концу 2012 года 14,5 тыс. рублей, в областном центре к декабрю 2013 года перевалила за 20 000 рублей, и это при окладе 5983 рубля за ставку. Представьте, как нужно учителю отработать, чтобы получить 20 000 рублей!

При переходе к рыночной экономике в подготовке учительских кадров была допущена системная ошибка. Высшая школа уже живет по рыночным законам, а средняя школа еще застряла в социализме. Пока был переизбыток учительских кадров, мы использовали кадровые «запасы развитого социализма». Как только резерв закончился, неизбежно начался кризис в кадровой политике. Рынок труда четко отреагировал на перекосы в системе образования.

Кто считает – достаточно сделать благоприятные финансовые условия на рынке труда и проблема с учительством будет быстро решена, не прав в принципе.

Не все так просто, и в настоящее время деньги все не решают. Необходимо продолжительное время, не менее 10 лет, для подготовки специалистов, адаптированных к новым условиям.

Есть ли это время у нас?

Система подготовки педагогических кадров (а не латания дыр в кадровой политике школ) охватывает три важных этапа становления. Первый этап - школьный 9-11 класс (институт вожатых, старост класса, актива школы и т. д.). Идет выявление педагогических способностей школьников и приобщение их к педагогическому труду. Второй этап – ВУЗовский - получение базовых знаний с прохождением практики в школе. Третий этап – Школа молодого учителя (ШМУ) – приобретение опыта работы и получение соответствующей категории. На всех стадиях базовое учреждение – школа.

Школы выпускают детей после 9-11 класса во взрослую жизнь, и даже если готовят к профессии учителя, не факт, что абитуриент поступит на нужную школе специальность. ВУЗам глубоко все равно, придут студенты обратно в школу или нет (да и на образовании свет клином не сошелся для университета). Молодой специалист выбирает на рынке труда условия, где

лучше, и не всегда это место в школе. В итоге государство бросает деньги (на бюджетные места) на ветер, а в школу идут не самые успешные студенты. Итог: учить детей в школе некому. В советское время эта проблема решалась расточительно просто. Крепостная система распределения молодых специалистов в школы с обязательной отработкой. В настоящее время при рыночной экономике государство считает деньги, и распределять их, не просчитывая конечный результат, несколько странно. (под конечным результатом имеется в виду не дипломированный специалист, а реальный работник в школе).

Государство определяет стандарты, осуществляет финансирование учебного процесса. Что мешает государству выделить деньги школе на подготовку молодых специалистов в соответствии с нормативным финансированием?

Школа составляет пятилетний план кадрового развития, получает финансирование, заключает с работниками школы пятилетние контракты, осуществляет заказ на конкурсной основе в ВУЗ для подготовки специалистов, берет на себя практическую часть обучения студентов и доводит молодых специалистов до категорийной аттестации. Выращивает себе кадры за свои деньги – это ли не хозяйственный подход в условиях рыночной экономики.

Решит ли это кадровую проблему? Во всяком случае, заставит работать школы и ВУЗы в этом направлении в тесном контакте, не будет случайных людей в образовании. А школы не будут ходить с протянутой рукой по ВУЗам в поисках хоть какого-нибудь специалиста, а смогут выстраивать кадровую политику в соответствии со своими потребностями.

Оригинал