Алексей Черезов

Художник, член Российского Гуманистического общества.

Оживить «вятский дух»

37

Четверть века кипят страсти о «брендах» нашего региона. Десять лет назад журнал «ХлыновВяткаКиров» в рамках плана монументальной пропаганды объявил конкурс «На памятник — символ города и Вятского края». Между тем, вятский менталитет — сам по себе есть бренд, а этикетки, свистульки и кикиморы — всего лишь поверхностный антураж. Или суть составляющая.

Помнится, известный публицист Феликс Фридман заметил, что «вятские — как национальность». Много веков наша земля была не только «плавильным котлом», но и тревожной окраиной, за которой дикий край с обглоданными черепами и вороньем, как на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Сейчас другие времена, но мы по-прежнему в раздумье, например, о своем предназначении и месте в истории — от Руси Изначальной до России современной. Между ними еще две эпохи — Имперского Самодержавия и Краснознаменного Тоталитаризма. Противоречивые и, казалось бы, непримиримые. Но мириться надо. Не зря же говорят: на ошибках учатся.

Выпускник Санкт-Петербургской академии художеств им. Репина Максим Синдерович учился живописи на классических образцах, долгое время жил в Голландии, а вернувшись в родные пенаты, с головой погрузился в культурные слои вятской аутентичности. Именно он предложил установить в месте слияния Хлыновки и Вятки стилизованный под скифский скит «Шлем ушкуйника». Поодаль Вечный огонь и Трифонов монастырь, - другое место для монумента трудно представить особенно в симбиозе с ушкуйной ладьей, которую намеревается спустить летом на воду Клуб исторической реконструкции.

В связи с планируемым благоустройством набережной сам собой напрашивается древнерусский городок в сказочном стиле — наподобие столичного вернисажа в Измайлово, где проводятся народные гуляния, фестивали и ярмарки. Базовый макет Хлынов-града экспонируется в краеведческом музее. Его изготовил своими руками Почетный гражданин города профессор А.Г. Тинский. Он мечтал создать музей деревянного зодчества под открытым небом, какие есть во многих регионах.

Разве не наш долг реализовать заветную идею этого выдающегося архитектора, в чьих жилах текла и польская, и скандинавская кровь? Чудо-городок не только бы заметно оживил наш провинциальный «вятский дух», но и привлек множество туристов, в том числе из-за рубежа. Строительство могло бы стать, не побоюсь этого слова, всенародным, этаким ультра креативным «флеш-мобом», когда волонтеры не только красиво позируют перед объективами, но и еще что-то делают на благо общества. Попутного ветра!