Валерий Журавлёв

Директор школы №42

Математика – «царица наук» или служанка нашей «новой школы»?

32

Математика все больше становится «камнем преткновения» для учеников среднего и старшего звена. Все участники образовательного процесса в поисках путей решения проблемы, которая обострилась в последнее время. Лицеи, гимназии часто решают проблему просто – предлагают родителям забрать документы и продолжать обучение детей в «простой» школе: «Там программа проще, педагоги требуют меньше, ребенок чувствует себя сразу успешным». Вот на такую уловку родители попадаются, успокаивая себя (зачем ребенка мучить, если ему не дано), и начинают осаждать «простые» школы. Что из этого получается, каждый директор школы знает – ученик продолжает плохо учиться по математике (государственные стандарты никто не отменял, в какой бы школе ребенок ни учился). А ребенок сталкивается с теми же проблемами, что и в лицее – опять двойка!

Как проблему решать «простым» школам, где учатся дети талантливые и не очень? Всеми правдами и неправдами. Учителя совершенствуют методики преподавания, администрация школы корректирует учебный план, выделяются дополнительные часы на математику, но все это преимущественно коллективная деятельность. Родители используют институт репетиторства, пытаются решить проблему хронической неуспеваемости детей, используя индивидуальные занятия. С молчаливого согласия педагогов ребенок переходит из класса в класс, оставаясь «хроническим двоечником по математике в уме» (ну не до совершеннолетия же держать ученика в 5-8 классе). Все усилия участников образовательного процесса разбиваются в 9 и 11 классе при итоговой аттестации – МАТЕМАТИКУ НЕ СДАЛ!

В 2013 году жертвами математики в городе Кирове стали более 90 детей, так и не решивших задачки к аттестации на зрелость. Эту цифру удвойте, когда посмотрите официальные итоги аттестации в Кировской области (подумал, еще умножьте в уме, но это обращение к совести отдельных учителей математики). О скандальной компании ЕГЭ-2013 в России уже говорить не хочется. А что будет, когда введут (совершенно своевременно) новые порядки при аттестации в 2014 году? Ждать осталось недолго. Ход развития событий подсказывает - нужно дифференцированно преподавать математику и сдавать по выбору на разных уровнях.
Центр педагогического мастерства департамента образования Москвы (И. Ярошенко) предлагает изменить преподавание математики. С 5-го класса формировать группы учеников: одних учат математике «для повседневной жизни», других для технических профессий, а кого природа одарила – «математике как искусству». Разработчики проекта делают существенную оговорку: все группы учеников изучают предмет настолько, чтобы сдать федеральные экзамены.

Любую замечательную идею ученых на местах (в школах) так реализуют на практике, что даже не снилось в кошмарах отцам проекта «Понятной математики». Учителя «раскидают» детей по группам и сразу повысят показатель качества знаний в школе (пятерка в математической группе «для повседневной жизни» обернется, в лучшем случае, тройкой в других группах). У родителей отпадет «проблема математики» - любимый ребенок учится на «отлично», о чем еще мечтать. Ученик, наконец-то, почувствует себя успешным по математике, даже талантливым. Все довольны, проблема решена. Ура! Ура! Ура! Вот только после 4-6 лет обучения, выпускник школы поймет – в 5 классе определили его будущее, поставили барьер на пути выбора будущей профессии.

Давайте определимся, для чего в школе ребенок изучает тот или иной предмет, в частности, математику? Только чтобы сдать ЕГЭ? А, может быть, для:

• развития логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирования у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитания качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развития интереса к математическому творчеству и математических способностей.

И вот на это мы наложим ограничение? Дело в подходах решения проблемы.
В настоящее время существуют школы с углубленным преподаванием математики, школы, где математика дается в объемах госстандарта. Законный представитель сам определяет образовательный маршрут ученика. Все предельно ясно. В новый проект вмешиваются другие факторы: наличие в школе условий для преподавания математики на разных уровнях, желание администрации школы повысить качество знаний, а учителя математики подготовиться к аттестации и т.п. С трудом представляю ученика (да и некоторых родителей), который в 5 классе на предложение: «Хочешь учиться на «отлично» в группе «математика для повседневной жизни» или на «удовлетворительно» в группе «математика как искусство» - выберут последнюю группу. Да и возможность перейти из одной группы в другую у ребенка будет лишь на бумаге, фактически в сторону упрощения, так как уровень подготовки не позволит соотнести желание с возможностями. В таких условиях мы рискуем скатиться на известный путь простого решения проблемы. А если еще представить, что ЕГЭ по математике сделают по выбору разноуровневым, на математике как «царице наук» можно поставить жирный крест. Конечно, такой реформой мы даем шанс ленивым детям и детям с ограниченными способностями (которые определит «добрый дядя») получить аттестат об окончании школы. Но какова цена такому аттестату, и не обманем ли мы себя, когда будем считать, что сделали все для развития детей в образовательном учреждении, а не поставили детям еще одну подножку к взрослой будущей жизни?

Однозначного ответа на решение проблемы пока не существует. Путей много, важно, какие цели поставлены при проведении очередной реформы. Хотелось бы, чтобы за тактическим решением проблемы мы не потеряли в стратегическом качестве ее решения. И еще важно помнить – приоритетны должны быть интересы УЧЕНИКА, ибо он - наше будущее и от его развития зависит будущее нашего государства.

Оригинал