Олег Прохоренко

Начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс»

Полис «по-чёрному»

24

Стоило нам в эфире проекта «Разворот на бизнес» на «Эхо Москвы» в Кирове поднять тему дефицита полисов ОСАГО, как началось. Страховщиков проверяют чуть не ежедневно органы УФАС и Роспотребнадзора, находят «залежавшиеся» бланки полисов, грозятся штрафами или уже штрафуют. Гневные водители (если верить слухам) забрасывают прокуратуру обращениями. И вполне справедливо. Куда деваться бедному автовладельцу, если без полиса инспектор ДПС мало того что влепит гарантированный штраф в 800 рублей, так еще и снимет госномер.

В то же время Госдума пока занята проблемами более глобального масштаба и не спешит принимать во втором чтении поправки в закон об ОСАГО, которые, к примеру, ввели бы в действие единую систему оценки ущерба автомобилю. Чтобы исключить из процесса ушлых юристов, чей немудреный бизнес заключается в снятии со страховых компаний разницы в оценке ущерба. Сегодня большинство таких дел в судах (из-за распространения на ОСАГО закона «О защите прав потребителей») решается в пользу истца.

Если эти противоречия не будут сняты в ближайшее время, нам может грозить появление «черного рынка» полисов, рожденного искусственным дефицитом. За примером далеко ходить не надо. Стоит лишь вспомнить недавнее советское прошлое, когда государство регулировало цены на все товары, но часть этих товаров в магазинах было с огнем не сыскать. Поэтому телевизор, холодильник или машину можно было выиграть в лотерею, купить по блату или на «черном рынке». Ну, или ждать своей очереди несколько лет.

А между тем вопрос мог бы быть решен весьма изящно, за счет свободного тарифообразования.

Так, например, до 1994 г. в Германии тоже существовали тарифные ограничения, но сейчас местные страховые компании, как во всей Европе, свободно устанавливают тарифные ставки. Причем в расчете ставок здесь важнейшую роль играет профобъединение — Германский страховой союз (аналог Российского союза автостраховщиков). Он собирает и обрабатывает статистику, на основании которой дает своим членам рекомендации по тарифам.

Понятно, что сделать это российским законодателям будет крайне сложно, поскольку надо брать на себя ответственность за непопулярное решение - тарифы-то неминуемо вырастут хотя бы до степени минимальной рентабельности страховщиков. Но если такой закон все же будет принят, тут уже перед антимонопольной службой будет стоять задача посерьезнее выявления «пропавших» бланков полисов - следить, чтобы не было ценового сговора крупных игроков рынка. Но задача эта, по крайней мере, решаемая.

Оригинал