Валерий Журавлёв

Директор школы №42

Ничто на земле не проходит бесследно…

23

Для развития познавательных способностей учеников на уроках истории важную роль играет не только личность учителя, но и наличие исторического материала, который мотивирует человека заниматься творческо-поисковой деятельностью. Случайно принесенная на урок семейная реликвия может стать для ученика началом интересного путешествия в мир науки. Задача учителя изыскать возможность и создать ситуацию на уроке, при которой у группы детей появится интерес к прошлому страны, родного края, возникнет желание свое свободное время посвятить научной деятельности.

В 2003-2004 году разными путями в руки учителя истории попали несколько старых тетрадок: «Календарь – дневник и записная книжка добровольного корреспондента Вятской губернии на 1924 год» с рукописными пометками неизвестного автора, «Расчетная книжка по обязательной поставке молока в 1939 г. для колхозных дворов и единоличных хозяйств», «Памятка Кормщикова Михаила Петровича 1949 года». Сами по себе брошюры давали отрывочные сведения об авторе и большого интереса не вызвали. Учитель руководствовался давним своим правилом: прежде чем отбросить документ за ненадобностью, нужно дать ему отлежаться, потом посмотреть на документ еще раз, так сказать, с другой стороны, а уж потом, если интерес не появится, найти возможность отдать его в хорошие руки. Тетрадки пролежали невостребованными год. Однажды к учителю истории обратился любитель старины с просьбой дать характеристику рукописной тетрадке, на которой химическим карандашом было выведено: «1942 год». Рождественские праздники ушли на прочтение дневниковых записей. В ходе исследования стало понятно: это дневник солдата, причем написанный в годы войны, чудом уцелевший от зоркого командирского взгляда и служб специального назначения. Из текста можно было заключить: автор - Кормщиков Михаил Петрович, житель села Шестаково Слободского района Кировской области. И надо же было такому случиться: старые тетрадки и дневник «1942 год» принадлежали одному и тому же человеку. Фантастика! «Неинтересные тетрадки» стали важным звеном в дальнейшем исследовании дневника. Учитель, «наступая на горло» собственному желанию, решил исторический материал отдать на исследование детям. От такого «подарка» на лето вряд ли кто-то мог отказаться, даже в ущерб законному отдыху. Учитывая, что разбирать почерк должен человек спокойный, усидчивый, ответственный, подготовленный, а родители должны быть заинтересованы в делах ребенка, учитель остановился на Анне Дорониной, ученице десятого класса.

Девушка через газету «Кировская правда» нашла детей автора дневника: Анну Михайловну (1913 г. рожд.), Лидию Михайловну (1928 г. рожд.) здравствующими (!). Нас ждала поездка в село Шестаково. Появилась идея сделать фильм силами детей. В творческую группу вошли не те, у кого самые «крутые» видеокамеры, а у кого горели глаза от желания сделать добро людям. Родственники солдата впервые от нас узнали о существовании отцовского дневника (автор понимал, что даже после войны кому-то говорить, показывать дневник не безопасно, и хранил его в тайнике). Дети другими глазами посмотрели на отца как человека, любящего семью, Отечество.
Думаю, этот эпизод из жизни учеников школы №42 оставил глубокий след в душах ребят. Они научились писать исследовательскую работу, снимать, монтировать, озвучивать фильм. Но еще важнее, что, следуя за автором дневника, дети через призму семейных отношений научились любить Родину только за то, что она есть.

К сожалению, такие истории с дневником (или семейными реликвиями) встречаются все реже. Искусство учителя в новых условиях уметь находить мотивацию у детей для развития их творческого потенциала.
Прошло десять лет, а учитель не может перевернуть последнюю страницу этой истории. Дневник о событиях 1942-1944 гг., взгляды автора на происходящие события «по горячему следу» без цензуры надо признать уникальным явлением в то время, а тем белее сейчас, когда свидетелей войны почти не осталось. Издание дневника «1942 год» было бы хорошим подарком землякам к юбилею Победы над фашистской Германией. Наследие вятского солдата слишком велико, чтобы быть достоянием родственников, бывших учеников школы №42 и учителя истории.

Оригинал